Примерное время чтения: 7 минут
1077

«Параллельное производство». Останутся ли бренды «Балтики» в России

Датская Carlsberg Group и российская «Балтика» втягиваются в долгое юридическое противостояние. От итогов разбирательств будет зависеть, сможет ли отечественная компания продолжать выпускать пиво под хорошо известными и популярными у российских и зарубежных потребителей брендами.

Компания Carlsberg является собственником пивоваренной компании «Балтика» и владеет всеми брендами, под которыми наши пивовары выпускают свою продукцию. Уведомив 3 октября о разрыве лицензионного соглашения, датчане фактически запрещают выпуск пива под принадлежащими им марками. «Мы проинформировали пивоваренные заводы „Балтики“ о том, что расторгли лицензионные соглашения, которые позволяют „Балтике“ производить, продавать всю продукцию Carlsberg Group, включая международные и региональные бренды», — говорится в заявлении датской компании.

При этом до 1 апреля 2024 года будет переходный период, «в течение которого „Балтика“ может использовать уже имеющиеся запасы и материалы», — добавили в Carlsberg и объяснили свои действия как «ответ на президентский указ от 16 июля 2023 года, временно передающий управление „Балтикой“ российским властям».

В российской компании предчувствовали подобную возможность развития событий, и еще 25 сентября подали иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, требуя запретить датчанам разрывать рамочное лицензионное соглашение. Правда, иск касался только глобальных брендов, принадлежащих Carlsberg и выпускающихся «Балтикой». В заявлении речь шла о Tuborg, Kronenbourg, Seth & Riley’s Garage, Holsten и LAV. Кроме того, российская компания хотела через суд запретить Роспатенту вносить изменения в текст лицензионного соглашения. Суд иск принял, но отказал в обеспечительных мерах.

По мнению доктора юридических наук, управляющего партнёра адвокатского бюро «Чаадаев и Партнёры» Сергея Чаадаева, сейчас трудно оценить, сможет ли «Балтика» через суд отстоять право выпускать пиво под прежними брендами. «Это очень редкая, если не уникальная, юридическая конструкция, при которой истец требует через суд не разрывать лицензионное соглашение, — объясняет эксперт. — Если такое и встречалось ранее в судебной практике, то очень нечасто. В этой ситуации ключевым документом является само лицензионное соглашение, как оно составлено и какими правами и обязанностями наделяются стороны, это во многом предопределит, в чью сторону будет вынесено итоговое судебное решение», — подчеркнул Сергей Чаадаев.

«Очень многое зависит от того, как составлен текст лицензионного соглашения между Carlsberg Group и „Балтикой“, важны все детали и условия, — подтверждает управляющий партнер адвокатского бюро „Матвеев и партнеры“ Дмитрий Матвеев. — Без этой информации оценить шансы сторон очень трудно».

Пивоваренная компания «Балтика» занимает второе место на российском пивном рынке. На ее 8 заводах в 2022 году было сварено 197,4 млн дал. янтарного напитка, на общую сумму 100,7 млрд руб. Чистая прибыль в прошлом году составила около 10 млрд руб. Наиболее популярными марками являются «Невское», «Арсенальное», «Балтика», Holsten, Kronenbourg, Tuborg и Zatecky Gus.

Потеря этих марок, по мнению исполнительного директора ассоциации РусБренд Алексея Поповичева, будет относительно болезненна для компании. «Конечно, в худшем случае, если в итоге с 1 апреля 2024 „Балтике“ придется прекратить выпуск всех брендов, которые хорошо узнаваемы и популярны, то компании придется прилагать серьезные усилия по разработке и выводу новых марок, — поясняет эксперт. — Скорее всего, в итоге все же будет найдено решение, и ключевые бренды наших пивоваров сохранятся на российском рынке. Тем более, — обращает внимание специалист. — Что одноименная марка пива „Балтика“, ключевая в портфеле, была разработана в России еще до того, как владельцами пивзаводов стали датчане. Международные пивные бренды, конечно, расширяли и дополняли производственную линейку, но их потеря не столь критична», — указал Алексей Поповичев.

Ситуация только начинает развиваться, «сейчас трудно сказать, какими будут окончательные решения, — продолжил эксперт. — В любом случае, сейчас нужно ждать решения судов, взаимные юридические разбирательства будут достаточно серьезными и, возможно, длительными. Но окончится они должны каким-то взаимоприемлемым решением, позволяющим оставить производство большинства брендов», — надеется Алексей Поповичев.

Российский рынок уже лишился многих марок пива. Те же датчане прекратили производство и поставки флагманского бренда Carlsberg и GARAGE, а нидерландский концерн Heineken оставил нас не только без одноименного пива, но и без Miller, Staropramen, Zlaty Bazant, Guinness и Gösser. Бельгийско-турецкая AB InBev Efes остановила производство в России Budweiser и Beck's. На этом фоне лишиться еще целой линейки брендов было бы, как минимум, неприятно.

Но ситуацию не стоит излишне драматизировать, считает Дмитрий Матвеев. «Исходя из общедоступной информации, наиболее реалистичным видится вариант, при котором „Балтика“ продолжит выпускать продукцию под прежними брендами, — допускает эксперт. — Но вести свою деятельность она будет только на территории России, экспорт или расширение бизнеса в других странах станут невозможны».

«Теоретически мы может проигнорировать действия Carlsberg, и продолжать выпускать пиво под прежними, как минимум, локальными брендами, — еще более радикален руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. — Мы же разрешили ввоз иностранных товаров без согласия правообладателей, назвав это параллельным импортом, в данном случае можно сделать следующий шаг, разрешив «параллельное производство», — предположил эксперт.

В любом случае, «Начинается трудный процесс юридического противостояния, и сейчас трудно оценить его исход, — продолжает Вадим Дробиз. — Если он будет не в пользу „Балтики“, и компания выполнит решение, то нужно понимать, что покупатели, лишившись брендов „Балтики“, не перейдут на кофе, сок, водку или вино, они будут искать другие марки, но останутся потребителями пива. Поэтому „Балтике“ придется разрабатывать и выводить новые бренды, иначе часть ее доли рынка перейдет к другим производителям», — заключил эксперт.

Ранее aif.ru сообщил, опираясь на экспертные мнения, о возможном подорожании пива в России.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах