На эти и другие вопросы «АиФ» ответил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Татьяна Богданова, «АиФ»: Денис Валентинович, с 1 марта Минпромторг вновь запустил программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Кто сможет в них поучаствовать?
Денис Мантуров: Для начала скажу, что эти программы показали очень хорошие результаты с точки зрения поддержки спроса. Только в прошлом году по ним было реализовано почти 100 тыс. автомобилей, в том числе 3,1 тыс. на Дальнем Востоке. В этом году совокупный бюджет программ составит 3 млрд руб., а их реализация будет осуществляться на всей территории страны. Правила не меняются: скидка предоставляется на уплату первоначального взноса в размере 10% от стоимости автомобиля, или 25% – для ДФО. Максимальная стоимость автомобиля снижена до 1 млн руб., чтобы сделать доступнее именно популярные бюджетные модели. Требования к заёмщикам изменены не будут. При этом Минпромторг подготовил важное уточнение: право на получение скидки по программе «Семейный автомобиль» теперь также имеют семьи с детьми, находящимися под опекой или на попечительстве, включая приёмных.
За 2018 г. экспорт продукции российского автомобилестроения составил 3,4 млрд долл., что на 11% больше, чем в 2017 г. Одно из наших ведущих предприятий – ПАО «АВТОВАЗ» – в 2018 г. показало рост в 58%, экспортировав 38 тыс. автомобилей «Лада».
Экспорт российских машин растёт
– Вы как-то сказали, что самые популярные у наших граждан автомобили – это «Лада», затем «Киа», «Хёндэ» и «Фольксваген», сделанные в РФ. Доля иномарок, собранных в России, растёт, а отечественных легковушек – сокращается. Не превратимся ли мы в сборочный цех зарубежных автогигантов?
– Не соглашусь. Конечно, в автопромышленности РФ идут процессы интеграции в глобальный автопром. Для повышения конкурентоспособности все мировые производители создают альянсы и реализуют совместные проекты. Это стандартная практика. Национальная принадлежность автобрендов достаточно условна и зачастую не соответствует реальному производителю и даже разработчику. С точки зрения развития российского автопрома важным является технологический уровень производства, созданного на территории РФ, а не наименование бренда и модели автомобиля, которые часто носят маркетинговый характер.
Мы выполнили задачу создания современных автосборочных предприятий и обеспечения за счёт них внутреннего спроса. 85% проданных на нашем рынке автомобилей произведено в России. Теперь ставим задачу нарастить компетенции в производстве ключевых агрегатов и компонентов. Таких как двигатель, в том числе газомоторный и гибридный, автоматическая коробка передач, электронные системы управления, системы помощи водителю, тяговая батарея и др. Все эти требования отражены в специнвестконтрактах, которые уже заключены с большинством автопроизводителей – КАМАЗ, ГАЗ, Альянсом «Рено–Ниссан–АвтоВАЗ–Мицубиси», «Хёндэ», «Исудзу».
Говоря о производстве отечественных автомобилей, не могу не обратить внимания на данные по экспорту. За 2018 г. экспорт продукции российского автомобилестроения составил 3,4 млрд долл., что на 11% больше, чем в 2017 г. Одно из наших ведущих предприятий – ПАО «АВТОВАЗ» – в 2018 г. показало рост в 58%, экспортировав 38 тыс. автомобилей «Лада». Основными рынками сбыта остаются Беларусь, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чехия, Куба, Латвия.
– Говорят, «Форд» закрывает свои заводы в России, люди рискуют остаться без работы. Это правда?
– Мы проинформированы, что акционеры СП Ford Sollers проводят стратегический пересмотр планов компании с целью повышения доходности. Это происходит одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии Ford, которая нацелена на усиление конкурентоспособности бизнеса на всех европейских рынках. Решение должно быть принято во втором квартале 2019 г. Но, если говорить о статусе на сегодня, все производственные площадки Ford Sollers работают в штатном режиме.
Введение дополнительных санкций не оказывает сильного негативного влияния на развитие российского кораблестроения и гражданского судостроения, которое по всем показателям в последние годы показывает очевидный рост.
– Вводятся всё новые санкции в отношении нашей страны. Хотелось бы узнать, в каких отраслях промышленности России произошло импортозамещение?
– Динамика по росту доли отечественной продукции есть практически во всех гражданских отраслях, но лучшую демонстрирует сельхозмашиностроение – там уже 66%, тяжёлое машиностроение – почти 70%, станкоинструментальная промышленность – 34% против всего 18% в 2014 г., радиоэлектронный сектор – 48%, автопром – 85%, химическая промышленность – 70%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – около 77%. Надо понимать, что в некоторых отраслях процентный рост кажется не таким большим, но динамика на самом деле очень значительная. Например, если в 2009 г. отечественные лекарства занимали 20% при общем объёме рынка 300 млрд руб., то сейчас этот показатель превышает 30% при фактически четырёхкратном росте рынка. Вообще, за время реализации госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 гг. было зарегистрировано и выведено на рынок 89 лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП.
В судостроении также с 2015 г. реализуется план импортозамещения, используются меры поддержки, в том числе те, которые помогают развивать малый и средний бизнес в этой сфере. Там, где мы пока не достигли полного импортозамещения или это признано нецелесообразным, судоверфи переориентировались на альтернативных поставщиков, например, азиатских. Поэтому введение дополнительных санкций не оказывает сильного негативного влияния на развитие российского кораблестроения и гражданского судостроения, которое по всем показателям в последние годы показывает очевидный рост.
Лёгкая промышленность, как и другие отрасли, воспользовалась окном возможностей для импортозамещения: развиваются компетенции в части высокотехнологичных тканей, кожи, спецодежды и спецобуви. Происходит не только насыщение отечественного рынка, но и постепенно наращивается экспортный потенциал. За 2018 г. объём экспорта текстиля, текстильных изделий и обуви в дальнее зарубежье вырос почти на 5%, в страны СНГ – на 10%. И, кстати, всё больший интерес у зарубежных потребителей вызывает одежда с маркировкой «Сделано в России» для спорта, активного отдыха, работы в экстремальных условиях.
Когда вернутся ларьки?
– Одна из обсуждаемых инициатив Минпромторга – поправки о «нестационарной и развозной торговле». Чем новые ларьки будут отличаться от тех, которые были в 90-е?
– Этот законопроект входит в нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Мы рассчитываем, что он будет принят в этом году. Подчеркну, что инициатива Минпромторга крайне важна для развития малого бизнеса, 60% которого сегодня составляет торговля. Во-первых, законопроект позволит выделить в отдельную категорию мобильные торговые объекты – автомагазины, автолавки и т. д., что создаст необходимые условия для развития развозной торговли. Во-вторых, предприниматели смогут получать компенсационные места, если торговая точка, которую они использовали, потребуется для государственных или муниципальных нужд. То есть законодательно закрепляется принцип «меняется место – сохраняется бизнес». В законопроекте также оговаривается долгосрочный характер договоров на размещение с их последующим продлением без проведения торгов. Документ предусматривает расширение полномочий субъектов РФ, которые смогут формировать территориальные схемы размещения торговых объектов, устанавливать требования к их внешнему виду и др. Поэтому повторения палаточного «шанхая» в духе 90-х не будет. Наоборот, законопроект вводит чёткие правила, по которым предприниматели смогут размещать свои торговые точки. Не стоит забывать и о комфорте для потребителей, которые получат больше возможностей для покупок в шаговой доступности.