aif.ru counter
6853

Желания и стратегии. Откуда идут разговоры о недоступности господдержки?

Pressmaster / Shutterstock.com

Многие предприниматели заявляют, что господдержка мало кому доступна. При этом треть и более из них плохо осведомлены об этих мерах. Первый вице-президент общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Азат Газизов рассказал Aif.ru о причинах заблуждений.

Как работает система господдержки

Я в 2017 году провёл в 20 регионах России от Сахалина до Севастополя исследование «Оценка эффективности расходования бюджетных средств программы господдержки». Мы изучали как сообщества предпринимателей, так и расходование бюджетных средств.

Выяснилось, что видов господдержки очень много, программы разнообразны, охватывают практически все отрасли и слои населения. За два года их число только увеличилось. Но при этом господдержка — в некотором роде «штучный товар», который охватывает от 3 до 4% предпринимателей (различного рода гранты и субсидии) и от 8 до 12% бизнесменов (услуги, например консультации).

Это, однако, не мешает ей быть очень эффективной. В частности, особенно высокую эффективность показали такие меры, как субсидирование процентной ставки производственных компаний, субсидии на закупку оборудования, лизинг-гранты для предприятий реального сектора экономики. (Эффективность мы оценивали по возврату налогов за период после оказания поддержки).

Почему они не знают

Во многом причина небольшого «охвата» бизнесменов госпрограммами — то, что предприниматели о них мало знают. Мы выяснили, что о федеральных институтах развития и господдержке осведомлены до 70% предпринимателей, а вот о местных мерах — всего лишь до 40% бизнесменов. За два года ситуация в регионах вряд ли сильно изменилась.

Можно, конечно, удивляться, но мне кажется, что секрета тут нет. Ведь системы господдержки стали появляться у нас только в нулевые годы, а до этого бизнес ни о чём таком не знал и развивался самостоятельно. Большинство тех, кто стал предпринимателем в 1990-е, привыкли к тому, что государство интересуется ими редко, только когда надо платить налоги, а само денег не даст никогда.

Редкие казусы, которые иногда встречаются, работают против всех программ, даже не имеющих отношения к тем, в которых были зафиксированы. Например, одним из параметров является создание рабочих мест, в программах это часто одно из важнейших условий финансирования. И случается, что предприниматель покупает один станок, а ему предписывают взамен создать три рабочих места с определённой зарплатой. Вследствие чего вся субсидия «вылетает в трубу». Иногда средства долго идут, поэтому их эффективного применения не получается. Но это вопросы администрирования, а не доступа к господдержке.

Фото: Shutterstock.com

Что такое «неправильный подход»

Но самая распространённая причина того, что бизнесмены нечасто пользуются госпрограммами поддержки, — неправильный подход. Предприниматель либо идёт туда, где ждут не его, а другого бизнесмена, либо считает, что государство «должно» ему только за то, что он намерен развивать или открыть своё предприятие.

Что касается «промаха», то есть обращения не за той мерой поддержки или не в ту инстанцию (вроде обращения производственника в Фонд развития интернет-инициатив), то здесь всё поправимо, потому что выбор сегодня очень богат. Есть программы стимулирования определённых отраслей — например, в Смоленской области возрождают разведение льна, и эту отрасль активнее всего поддерживают. Есть гранты «УМНИК» для талантливой молодёжи от Фонда содействия инновациям. Появились программы поддержки по гендерному и возрастному признаку — по развитию женского предпринимательства и помощи предпринимателям так называемого «серебряного возраста». Есть льготные кредиты со ставкой до 8,5% и микрозаймы со сниженной ставкой.

Нужно просто найти «свою» меру поддержки и того, к кому за ней обращаться. Найти её бесплатно помогут в центрах «Мой бизнес».

А вот подход «средства господдержки недоступны, потому что мне не выдали деньги, хотя я такой красивый» — несерьёзный и незрелый. Нужно понимать, что для государства (и для банка) помощь бизнесу — стратегическая инвестиция. И от того, насколько успешной она будет, зависит благополучие не только того предпринимателя, который обращается за господдержкой.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы