По сравнению с маем прошлого года в этом году наши обувщики выпустили на 300 тыс. пар больше (8,4 млн против 8,1 млн). Относительно 2020-го рост составил уже 1,1 млн пар. статистика за год тоже вызывает оптимизм (см. инфографику).
Но что в основном делают наши отечественные обувщики — кирзовые сапоги с тапочками или модельные туфли с кроссовками? И готовы ли они заместить своей продукцией импортную обувь?
Что мы носим?
«Уровня допандемийного 2019 г. мы пока не достигли, но рост действительно есть, — говорит гендиректор Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО) Александра Андрунакиевич. — В этом году производство за I квартал выросло на 6%, в т. ч. кожаной обуви — на 11%, детской — на 14%. Правда, если в 2021-м детской сделали 16 млн пар, то в 2019 г. было 21 млн».
Больше всего в России, по Росстату, отечественные обувщики делают массовую текстильную обувь, в том числе спортивную. На втором месте — мужская, затем — детская и женская. Только после них — специальная и военная обувь (примерно 7 млн пар). Это главным образом кожаные берцы («кирзачи» давно сняли с производства).
Однако произведённого в РФ в любом случае на всех россиян не хватит — у нас делают только 6 пар обуви на 10 человек (включая солдатские ботинки). Поэтому у жителей нашей страны на ногах чаще китайские или восточноазиатские сандалии, кроссовки и туфли. Как безымянные, так и реплики брендов или подделки под них.
Потребители «брендовой» обуви, причём как дорогого, так и среднего сегмента, — социальное меньшинство, утверждают эксперты рынка. «Нам никогда не мешали ни Zara, ни H&M, ни кто-либо, — говорит гендиректор обувной фабрики “Юничел” Владимир Денисенко. — Высокий сегмент обуви небольшой и капризный. У нас свой покупатель: рабочие, врачи, учителя... Нашим конкурентом всегда был нелегальный Китай, откуда обувь чаще всего попадает через Казахстан. По цене с нами конкурирует только он».
Россияне делают меньше всего женской обуви — конкуренция выше, работы больше, а цену сильно не поднимешь. Так что если в семье отец и ребёнок могут быть в обуви российского производства, то вот на ногах матери семейства, скорее всего, будет что-то китайское или вьетнамское.
«Тебе с маркой или без?»
«Импорт обуви не уменьшился, — говорит А. Андрунакиевич. — Огорчает, что это оценивают как позитивное явление. Хотя мы больше страдаем не от легального импорта, а от нелегального. Контрафакта очень много. Применение обязательной маркировки, которую ввели в середине 2020 г., обременяет предприятия отрасли, но пока не достигает своей цели — защиты рынка от незаконной обуви. С начала обязательной маркировки выдано 3,5 млрд кодов, и половина из них — безымянных! На рынок «Садовод» приходим с контрольной закупкой, и продавец спрашивает: «Тебе как — с маркой или без?»
«Двадцать лет назад я ездил во Вьетнам, и мы учили вьетнамцев обувь шить — они тогда ничего, кроме тапочек, не делали, — вспоминает В. Денисенко. — Сейчас они шьют больше 1 млрд пар. Но что делаем мы? Мы подписываем с ними договор о беспошлинной поставке обуви в Россию! Это удар по собственной промышленности. Если, не дай бог, будут какие-то проблемы с Китаем или Вьетнамом — экспортёрами обуви № 1 и № 2 в мировом рейтинге, — будем ходить босиком, потому что сами отдали им свой рынок! А западные производители нам не конкуренты — они тоже платят высокие налоги. Но как бороться с теми, кто налогов не платит и, значит, может сильно “продавить” тебя по цене или, как китайцы, платит в три раза меньше? Только поднимать ввозные пошлины. Сейчас на импорт обуви пошлина всего 3–4%. Евросоюз держит пошлину на китайский обувной импорт 17%. А у Китая пошлина 25%. Точно так же импортом окорочков угробили в своё время птицеводство в России. Отрасль пришлось восстанавливать с помощью высоких государственных дотаций».
Сколько зарабатывают обувщики?
Всего в России, по данным на этот год, зарегистрировано почти 5 тыс. производителей обуви, однако, по словам экспертов, эта цифра имеет непростое отношение к действительности: обувщиками часто называют себя перекупщики. Производством же, по данным РСКО, занято примерно 700 тыс. человек. Средняя зарплата в отрасли на сегодня — 32 тыс. руб.
Миллионами пар обувь производят всего 10–15 предприятий страны. Такие, например, как объединение «Юничел». В его составе три фабрики — в Златоусте работают 600 человек, в Оренбурге — 400, на головной в Челябинске — 1400. В конце прошлого года рабочим подняли зарплату до средней по отрасли. Однако уже в течение последних 3 лет здесь не удаётся расширять производство. 150 человек за 2 года даже пришлось сократить.
Одни компании чувствуют себя неплохо и развиваются, другие испытывают трудности и уходят с рынка. Например, недавно рухнули из-за долгов две крупные производственно-торговые обувные компании — Paolo Conte и «Обувь России». Российская компания-долгожитель Ralf Ringer (многие покупатели считают её иностранной, но это не так) сейчас находится в сложном положении.
Про кожу и цены
Проблема с обувным контрафактом решаема, уверены эксперты: «было же не так давно, что он не превышал 10%». При уменьшении давления государства и контрабандистов вполне реально сильно потеснить на рынке азиатов. Как благодаря патриотическому настрою потребителей, высокому качеству нашей продукции, так и особенно появлению хороших кожевенных производств. «Сырьё есть, причём своё. Раньше мы покупали корейскую или турецкую кожу, теперь только российскую!» — ответил aif.ru представитель одной из крупных обувных компаний.
Часть импортных комплектующих обувщики меняют на российские, но в основном здесь речь идёт о замене одного импорта другим. Картон и межподкладочные материалы вместо Италии теперь заказывают в Турции. Отдельные материалы закупали в Китае, но многих предпринимателей эта страна пугает ненадёжностью поставок. Заменить импортные компоненты отечественными полностью пока невозможно: картона в России просто нет, качественных ниток тоже. Термоэластопласты для производства подошв научились делать в Подмосковье и Кирове. Ещё сложнее с заменой оборудования и комплектующими для него — здесь вопрос пока не решён. Хорошо хоть, что сроки службы у него долгие.
В целом импортная составляющая для предприятий отрасли в отличие от других сфер российской экономики невелика и постоянно снижается. Поэтому, по оценкам экспертов, обувь дорожать будет, но не сильно. А рост отечественного производства позволит уменьшить рост цен на туфли и ботинки.