Как маркетплейсы будут бороться с продавцами контрафактных товаров?
Маркетплейсы планируют создать черный список продавцов. Такой реестр недобросовестных поставщиков может появиться уже во II квартале 2023 года. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки), который принимает участие в этой инициативе.
Каких продавцов планируют отправлять в черный список?
Маркетплейсы смогут отправлять в черный список продавцов нелегальных товаров. Речь идет о продукции, которая подлежит обязательной маркировке. В частности, это обувь, изделия легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты.
Как будет осуществляться блокировка?
Маркетплейс автоматически узнает о нарушении продавцами правил маркировки. Например, что они не прошли регистрацию в системе маркировки или не разместили на товаре идентификационный код.
Сейчас площадки блокируют карточку с контрафактным товаром. Планируется, что они смогут внести продавцов, торгующих подделками или нелегально ввезенными товарами, в черный список. К этому перечню получат доступ все маркетплейсы, поэтому они смогут также оперативно заблокировать продавца-нарушителя.
Механизм блокировки обсудят с ФАС. В службе заявили, что пока не получали предложение. Также инициатива пока не поступала в Минпромторг, заявили там изданию.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обсуждала с ЦРПТ взаимодействие в части обмена данными о товарах с нарушениями маркировки и о недобросовестных продавцах. Представители онлайн-торговли готовы блокировать продавцов контрафакта на своих площадках, заявил «Известиям» президент АКИТ Артем Соколов. Но пока законодательство не позволяет агрегаторам это сделать.
По словам Соколова, предполагается, что продавцов нелегальной продукции будут блокировать на три месяца. В случае повторного нарушения правил ему откажут в размещении товара на всех площадках. При этом президент АКИТ считает, что необходимо также разработать порядок восстановления деятельности продавцов, которые ранее попадали в черный список.
Какие маркетплейсы будут участвовать в блокировке продавцов контрафакта?
По информации ЦРПТ, этот вопрос обсуждают со всеми платформами. Несколько крупных площадок заявили о желании присоединиться к инициативе, а «Яндекс.Маркет» уже тестирует систему блокировки.
Повлияет ли блокировка на цены?
В ЦРПТ считают, что внедрение системы блокировки продавцов контрафакта не приведет к росту цен на товары, которые продаются на маркетплейсах. Предполагается, что сверка информации о соблюдении поставщиком правил маркировки будет происходить автоматически.
Какие контрафактные товары чаще всего продаются на маркетплейсах?
По данным АКИТ, с августа 2022 года зафиксировано почти 25 тыс. нарушений в части контрафакта, продающегося в интернете.
По данным «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ), чаще всего на маркетплейсах продается контрафактная обувь, одежда и парфюм. Речь идет о подделках или нелегально ввезенной продукции. Это подтвердил мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках, который в начале 2023 года провела организация. По результатам проверки, на Wildberries доля нелегальных торговцев парфюмерии достигла 66%, воды — 58%, обуви — 47%. На Ozon показатель контрафакта составил 8-13%, на «Яндекс.Маркете» — 4-7%.
Источник: https://iz.ru