Крупный нефтегазовый проект «Сахалин-1» вынужден остановить добычу. Оператором проекта изначально являлась американская ExxonMobil (ей принадлежит 30%), но в начале октября указом президента Владимира Путина все имущество передано новому российскому ООО «Сахалин-1», а функции оператора проекта — дочерней структуре «Роснефти» (российской компании в консорциуме принадлежит 20%). ExxonMobil уже заявил, что однозначно покидает проект, и даже оценил свои убытки от этого в 3,5 млрд долл. Другими акционерами являются индийская ONGC и японская Sodeco, которые пока занимают выжидательную позицию.
Добыча в рамках «Сахалин-1» ведется на шельфе острова, за 2021 год составила 11 млн тонн нефти. В этом году, согласно плану Минэнерго, удачей будет считаться достижение уровня добычи в 4,2 млн тонн. Бюджетные потери только Сахалинской области могут достичь 38 млрд руб.
По сообщениям СМИ, непосредственной причиной остановки работы является отказ американцев перевозить нефть танкерами подсанкционного «Совкомфлота», лишившегося международной страховки. Правда, перевозчик перестраховал свои риски у российского страховщика, и «близнец» проекта, «Сахалин-2», не испытывает никаких проблем при использовании судов «Совкомфлота». Но в ExxonMobil не признали приемлемым полис из РФ, и отгрузка прекратилась. В результате добытая нефть заполнила все емкости временного хранения в порту Де-Кастри, откуда сахалинское черное золото и экспортировалось, и, чтобы избежать разлива, добыча была остановлена.
«В таких сложных проектах, как сахалинские, много юридических, технологических деталей и нюансов, способных повлиять на их устойчивую работу, — поясняет заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Но в “Сахалин-2” оператора на российскую компанию сменили еще в августе, и в итоге деятельность этого проекта не прерывалась, все отгрузки производятся по графику. А в “Сахалин-1” операционное управление дочерней структуре “Роснефти” передано лишь в октябре, вероятно, нужно было это делать раньше, чтобы было больше времени на решение всех возникающих вопросов.
Проблема усугубляется еще и тем, что при остановке нефтяной добычи прекращается и добыча попутного газа, а это топливо шло на снабжение Хабаровского, Приморского краев, Сахалинской области. Газоснабжение само по себе очень важно, это социально значимый фактор, тем более накануне зимнего периода. Структурирование обоих сахалинских проектов немного отличается, но, если бы сменили оператора в “Сахалин-1” пораньше, возможно, многих сложностей удалось бы избежать».