Уже этим летом Турция начнет снижать зависимость от российского газа: республика начнет получать топливо из Азербайджана по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). А в 2020 году азербайджанское сырье дойдет до Европы: тогда будет завершено строительство Трансадриатического газопровода (TAP).
Проект «Южный газовый коридор» (который и предполагает строительство TANAP и TAP, а также расширение Южно-Кавказского трубопровода SCPx) — приоритетный для Евросоюза, поскольку является альтернативой России, на газ которой так боятся подсесть некоторые страны Старого Света.
Окно в Европу
Южный газовый коридор в первую очередь рассчитан на южные страны Европы. TAP, например, проходит через Грецию, Албанию, Италию. Первоначальная мощность газопровода составляет 10 млрд кубометров в год, но есть возможность двукратного увеличения.
«Этот проект улучшит безопасность и диверсификацию энергетического снабжения ЕС, не нарушая правил конкуренции на внутреннем рынке», — вот что два года назад писала о Трансадриатическом газопроводе Еврокомиссия.
На турецко-греческой границе TAP будет соединен с TANAP, по которому в марте 2020 года европейцы и начнут получать азербайджанский газ, говорил ранее глава консорциума TANAP Салтук Дюзйол.
Любопытно, что поставки «голубого топлива» в ЕС лоббирует и Германия, которая параллельно лоббирует российский проект: «Северный поток-2». Благодаря СП-2 ФРГ станет крупнейшим газовым хабом Старого Света и будет зарабатывать миллиарды долларов за транзит (те самые, которые сейчас зарабатывает Украина). Немецкие власти пообещали выделить кредитную гарантию на заем Азербайджану в банке Германии на сумму 1,2 млрд евро. Деньги пойдут на обеспечение поставок каспийского газа, об этом говорил в марте статс-секретарь при Министерстве финансов ФРГ Йенс Шпан. В заметке издания Deutsche Welle говорится, что поставки каспийского газа «должны будут внести значительный вклад в обеспечение газоснабжения Европы и Германии».
Пять лет назад немецкая энергетическая компания E.On подписала с азербайджанцами контракт о поставках 1,45 млрд кубометров газа с 2020 по 2044 гг.
А недавно соглашение об импорте «голубого топлива» с азербайджанского месторождения Шах-Дениз подписала итальянская энергетическая компания Edison EDNn.MI. Шах-Дениз является крупнейшим месторождением республики. На второй стадии его разработки предполагается добыть 16 млрд кубометров в год, из которых 10 млрд будут экспортироваться в Европу.
Кстати, полностью на азербайджанское топливо в прошлом году перешла Грузия, которая до этого была импортером сырья из России. Как подсчитали в грузинском Минэнерго, в 2017 году страна закупит у Азербайджана 2,347 млрд кубометров в год. Это 95,5% от общего импорта.
«Нам выдается возможность приобрести газ у Азербайджана или Ирана. На сегодня мы приняли решение полностью загрузиться азербайджанским природным газом», — говорил экс-министр энергетики Грузии Каха Каладзе. Тогда же он подчеркнул, что его страна будет еще меньше зависеть от сырья из России.
Надо, правда, сказать, что на российский газ финансово грузины не тратились: топливо они получали за транзит сырья в Армению. И в прошлом году это соглашение между Москвой и Тбилиси истекло, а продлевать его не стали. Вот и пришлось Грузии переходить на азербайджанский газ (за который как раз надо платить), параллельно декларируя независимость от РФ. С этого года Россия платит Грузии за транзит топлива в Армению.
«Утопический проект»
В прошлом году экспорт российского газа в Европу составил 194 млрд кубометров. Это на 15 млрд больше, чем годом ранее. Здесь невооруженным глазом видно, что 10 млрд кубометров азербайджанского сырья — всего 5% от объема российского.
А в исследовании британской энергетической компании BP говорится, что Москва к 2040 году будет наращивать присутствие на европейском рынке и, разумеется, сохранит лидерство. Через 20 с лишним лет присутствие российского сырья в Европе увеличится с нынешних 30% до 50%.
По мнению Никиты Масленникова из Института современного развития, главная проблема Баку заключается в недостаточном объеме газа, поставляемого на экспорт. «Объемы поставки газа из Азербайджана гипотетически даже при экспорте на полную мощность не могут быть сопоставимы с тем объемом топлива, который Европа получает из России. Этот маршрут скорее является вспомогательным. И здесь больше политических факторов, чем сугубо экономического расчета», — не исключает эксперт.
В свою очередь, экономист Максим Харитонов называет проект утопическим из-за стоимости сырья. «Цена газа, поставляемого через него, все равно будет выше российской цены. Зачем тогда нужны эти инвестиции? „Газпром“ вовремя закрепил за собой это направление (южноевропейское — ред.), анонсировав „Турецкий Поток“. И было бы наивно полагать, что „Газпром“ не занял оптимальный маршрут и что можно найти менее дорогостоящий», — подчеркивает он.