Как минимум 85% региональных дорог на будущий год будут приведены к нормативному состоянию, а международный транспортный коридор «Север – Юг», как и наращивание возможностей Транссиба и Северного морского пути, откроют дополнительные возможности для сотрудничества с Индией, Ираном и странами Юго-Восточной Азии. Об этом президент Владимир Путин заявил сегодня, выступая с посланием Федеральному Собранию.
Такое транспортное строительство может в перспективе стать основой экономического роста, но потребует вложений, которые можно оценить как «самую большую сумму, какую только можно представить», считает доктор экономических наук, руководитель отделения макроэкономики и моделирования региональных систем ЦЭМИ РАН Елена Устюжанина.
Она отметила, что строительство транспортных коридоров и реконструкция дорог потребуют огромных вложений бюджетных денег, это создаст спрос на материалы и компоненты, технику.
«В прошлые времена такая схема работала не всегда – часто закупали все необходимое за границей, и цепочка обрывалась. В нынешних условиях строители будут ограничены в выборе отечественными производителями, и возникнет мультипликативный эффект. Он будет особенно важен в условиях сокращения потребительского спроса в стране», – объяснила эксперт.
По ее словам, важно уделить внимание повышению эффективности использования того, что уже есть. Например, мощности Транссиба использованы лишь частично, через эту магистраль можно уже сейчас пропускать намного больше грузов. Устюжанина считает, что это приведет к сокращению удельных транспортных издержек, так как их значительная часть приходится на поддержание инфраструктуры самой дороги.
«Сейчас некоторые товары проще и дешевле привезти из Китая в Центральную Россию на самолете, – говорит эксперт. – Железнодорожные перевозки обходятся слишком дорого, причем это вопрос в первую очередь недостаточной эффективности работы магистрали. С этим обязательно тоже надо работать».
Поскольку предстоит сделать очень крупные финансовые вложения, эффективность каждого из проектов надо очень внимательно просчитать, предупреждает эксперт. Будет обидно, если такие значительные инвестиции казны не дадут ожидаемого результата, особенно в условиях бюджетного дефицита и необходимости нести другие расходы, сократить которые не представляется возможным.
Транспортное сообщение со многими странами требует развития и портов России, отметил Владимир Путин. Вместе с улучшением инфраструктуры регионов это даст серьезный эффект для экономики страны, добавил глава государства.