Администрация Джо Байдена очень хотела бы справиться с ростом цен на нефть. Однако решение на саммите «Большой семерки» в Эльзау найдено так и не было. Не помогают и разные маневры Белого дома внутри США, в том числе давление на собственных нефтяников. Американские эксперты уже прямо говорят о том, что положить конец росту цен может только завершение кризиса на Украине.
Госрегулирование по-американски
Одной из главных тем на саммите G7 в Эльзау стали цены на энергетическом рынке. Ситуация для американского президента действительно непростая, потому что в США цены на бензин уже несколько месяцев держатся на рекордных отметках. 14 июня был побит очередной рекорд, когда средняя цена на топливо по стране превзошла психологическую отметку в $5. В некоторых штатах цена достигает и $10 за галлон.
Лишь недавно Северо-западный университет опубликовал исследование, согласно которому рейтинги американских президентов очень зависят от цен на топливо. «Каждые 10 центов опускают рейтинг главы государства на 0,6 процентных пунктов», — говорится в исследовании университета. Это уже отражается на рейтингах Байдена, который сейчас даже менее популярен, чем бывший президент США Дональд Трамп (44% против 49%).
В Эльзау лидеры стран «Большой семерки» договорились обсудить идею предельной цены на российскую нефть и российский газ. А президент Франции Эммануэль Макрон предложил пойти еще дальше: создать общемировой картель по контролю цен на энергоносители, договориться с крупнейшими производителями, чтобы они руководствовалось установленными потолками, а выше не посягали.
О том, что реализация этой идеи может засбоить, на саммите G7 признался и сам Макрон. В разговоре с Байденом он заявил, что ни Саудовская Аравия, ни ОАЭ (крупнейшие добытчики нефти наравне с Россией) добычу в ближайшие шесть месяцев нарастить не смогут. Это при том, что США и европейские страны неоднократно призывали их это сделать, чтобы залить рынок большим количеством нефти и опустить на нее цену.
«Иронизировать над тем, что ведущие промышленно развитые демократии обращаются к госплановскому духу директивного планирования, мы не будем, — заметил на это Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба “Валдай” Федор Лукьянов. — Примечательно другое. Те, кто это предлагает, видимо, уверены, что способны убедить или заставить остальных производителей сделать то, что нужно и выгодно западным потребителям. А какие, собственно, основания так считать?»
Поможет ли Байдену принц Салман?
Байден подумывает о том, чтобы ограничить прибыль не только зарубежных нефтяных компаний, но и американских. Сигнал внутреннему рынку Белый дом послал через комментарий CNN, в котором неназванный чиновник заявил, что администрация президента считает сверхприбыли нефтяников «возмутительными». После этого в СМИ началась целая перепалка между представителями нефтяного сектора и администрацией. Глава Chevron Майк Вирт предложил Белому дому «сменить тон» и обвинил его в «очернении» национальной нефтяной промышленности. «Не знал, что их чувства так легко задеть», — ответил ему Байден.
Чтобы хоть как-то снизить цены, президент предложил Конгрессу ввести налоговые каникулы для нефтяной отрасли. Однако эту идею отказались обсуждать не только республиканцы, но и демократы. Парламентарии обратили внимание на то, что такой ход пробьет дыру в американском бюджете в размере $10 млрд, а цену на бензин опустит всего на 18 центов за галлон.
Не увенчались успехом и предыдущие инициативы Байдена, как, например, снятие сезонных ограничений на продажу топливных смесей или крупнейшая в истории продажа нефти из американского стратегического нефтяного запаса.
Как заявил изданию The Hill профессор университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне Роберт Вайнер, различные ухищрения администрации Белого дома самое больше что могут сделать, так это опустить цены на бензин на несколько десятков центов. «Все просто. Единственный способ загнать джинна обратно в бутылку — это положить конец конфликту на Украине. Цены на газ высоки, потому что доступного бензина гораздо меньше. Это следствие того, что на российскую нефть наложено эмбарго», — отметил он.
Байден, впрочем, усилий не оставляет. Вскоре он отправится в Саудовскую Аравию, где попытается убедить наследного принца Салмана помочь снизить цены на топливо.