aif.ru counter
13.03.2017 15:00
8835

Дороги, заводы, газопроводы. Что СССР построил в Афганистане

Советские и афганские специалисты у пульта управления досрочно сданным литейным цехом, построенном при содействии СССР, на авторемонтном заводе «Джангалак».
Советские и афганские специалисты у пульта управления досрочно сданным литейным цехом, построенном при содействии СССР, на авторемонтном заводе «Джангалак». © / Фото: Александр Гращенков / РИА Новости

Афганистан обратился к России с просьбой о восстановлении объектов экономики, построенных ещё Советским Союзом. Как пишут «Известия» со ссылкой на посольство страны, российским предпринимателям, пожелавшим инвестировать в афганскую экономику, будет оказана помощь на уровне президента.

В своё время СССР вкладывал огромные деньги в экономики стран-союзников, к которым относился и Афганистан: его называли «подбрюшьем Советского Союза». В это восточное государство поставлялось оружие, ему оказывалась гуманитарная помощь, в нём строились экономические объекты. В 2006 году Россия реструктурировала долг Афганистана в 11 млрд долларов. Как говорят эксперты, у Кабула просто не было возможности вернуть Москве советский долг. Взамен прощённой задолженности Афганистан обязался поддерживать экономические отношения с российскими компаниями. Однако с тех пор бизнес-сотрудничество между двумя государствами теснее не стало: наша страна продолжает экспортировать в Афганистан в основном военную технику.

Возможно, участие в восстановлении более ста объектов Афганистана оживит экономические взаимоотношения между странами. АиФ.ru вспоминает, что СССР построил в Афганистане.

Автодороги

Начиная с пятидесятых годов Советский Союз построил в Афганистане тысячи километров автомобильных дорог. Это, например, трасса «Кушка — Герат — Кандагар» протяжённостью 679 километров, «Доши — Ширхан» — 216 километров, «Пули — Хумри — Мазари — Шериф — Шиберган» — 329 километров.

Пожалуй, самый знаковый автообъект, построенный советскими силами, — это автодорога «Саланг» с одноимённым тоннелем, который проходит через горный хребет на высоте более 3 тысяч метров. До 1973 года он считался самым длинным в мире (3,6 километра). Возведением тоннеля занимались московские метростроевцы. В 1997 году, во время гражданской войны, «Саланг» был взорван, движение по нему было восстановлено только через пять лет.

Автомобильные предприятия

В 1960 году в Кабуле был построен авторемонтный завод «Джангалак», способный производить более 1300 капитальных ремонтов автомобилей в год, а также выпускать 750 тонн металлоизделий в год (станки, насосы, дорожно-строительный инвентарь).

В афганской столице при поддержке СССР в 1985 году были введены в эксплуатацию автотранспортные предприятия (общая мощность выпуска — 900 автомобилей «КамАЗ» в год), а предприятие по обслуживанию бензовозов. В 1984 году в Хайратоне появилась станция технического обслуживания «КамАЗов».

В новом досрочно сданном литейном цехе, построенном при содействии СССР, на авторемонтном заводе «Джангалак».
В новом досрочно сданном литейном цехе, построенном при содействии СССР на авторемонтном заводе «Джангалак». Фото: РИА Новости/ Александр Гращенков

Энергетика

При содействии Советского Союза активно развивалась энергетическая отрасль Афганистана: была подготовлена карта нахождения полезных ископаемых, на которой было около 1,5 тысячи месторождений. СССР построил восемь нефтебаз (общая мощность — 8,3 тысячи кубометров), газопровод пропускной способностью 4 млрд кубометров газа в год. Когда в Афганистане стали качать газ, Москва покупала его у Кабула по сниженным ценам.

Также строились гидроэлектростанции: в Наглу (мощностью 100 тысяч кВт), Пули-Хумри (9 тысяч кВт). Когда электроэнергии не хватало, Советский Союз экспортировал её со своей территории: для этой цели были построены ЛЭП от границы Ширхана до Кундуза и ЛЭП «госграница СССР — Мазари-Шариф».

Политехнический университет

В 1960-х годах советские специалисты построили в Кабуле ещё один стратегический объект: политехнический университет, рассчитанный на 1200 студентов. На реализацию этого проекта СССР потратил внушительную по тем временам сумму: более 6 млн рублей.

Сегодня Кабульский политехнический университет является ведущим техническим вузом Афганистана. Здесь открыты строительный, электромеханический, геологический, автостроительный и другие факультеты, на которых учатся 4000 студентов.

Интересно, что это единственное в стране учебное заведение, где главный иностранный язык — русский.

Во время войны в библиотеку политеха попала бомба, часть книг сгорела, часть была разворована. Сейчас вуз испытывает трудности с пособиями: несколько лет назад ректор Изатулла Абед признавался, что им приходится пользоваться старыми советскими учебниками.

Сельхозпредприятия в Кабуле

СССР пытался развивать и сельскохозяйственную промышленность Афганистана. В 1957 году Страна Советов построила для своего азиатского союзника хлебокомбинат, выпускающий 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Предприятие, расположенное в Кабуле, было оснащено двумя мельницами, моловшими 375 тонн зерна в сутки, ёмкость элеватора составляла 50 тысяч тонн зерна.

Через 20 с лишним лет в Кабуле был открыт ещё один хлебозавод, производительность которого составила 65 тонн изделий в сутки.

В Мазари-Шарифе при участии советских специалистов появилась мельница мощностью 60 тонн муки в сутки, а также элеватор ёмкостью 20 тысяч тонн зерна. В стране также были введены в эксплуатацию многоотраслевые фермы «Халда» и «Газибад».

Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество