На развитие креативной индустрии России за два года власти выделили порядка 20 млрд рублей. Более предприимчивые регионы организовали целые проектные офисы, которые помогают авторам проектов довести идею до оформления качественной заявки, оказывая консультационную и методическую поддержку. Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов рассказал в интервью aif.ru о проектах на Дальнем Востоке и том, как принять в них участие.
Аif.ru: Роман Владимирович, какая работа ведется фондом в Приморском крае?
Роман Карманов: Приморский край неплохо представлен, за два года авторам проектов удалось привлечь в регион почти 155 млн рублей. Российская креативная неделя «Дальний Восток» — это одно из крупных событий, которое проходило при поддержке фонда. Это большое мероприятие по развитию креативной индустрии всего Дальнего Востока. Оно объединило и руководителей регионов, и представителей индустрии, которые на площадках могли общаться по своим направлениям.
Мы поддерживаем как инфраструктурные проекты, так и креативную индустрию. Сейчас готовится, например, фестиваль на объектах Владивостокской крепости. Этот проект получил поддержку, больше 26 миллионов рублей на этот проект выделено. Такие проекты позволяют оживить культурный ландшафт в регионе в целом. Что касается в целом Дальнего Востока, то сейчас выделено порядка 620 миллионов рублей на все регионы, и еще порядка 487 миллионов заявлены авторами как софинансирование. То есть в креативную индустрию за два года направлено больше миллиарда рублей.
— А какая сумма выделена в целом по стране?
— В целом по стране — 20 миллиардов рублей, и из них менее 1 миллиарда на Дальний Восток. Мы сейчас боремся за то, чтобы дальневосточные регионы могли больше забирать денег. Для этого появилась практика создания в регионе проектных офисов. Первый открылся в феврале в Луганске, около месяца назад открыли офис в Нижнем Новгороде. Надеюсь, скоро будет и во Владивостоке. В проектных офисах заявители могут «докручивать» идеи. Предложений много, а вот компетенции по работе с проектами, проектное мышление, проектный подход пока хромает. Будем продолжать этому учить.
— Насколько важно такое физическое присутствие в регионе? В мире вовсю век онлайн.
— Изначально планировалось, что вся работа будет происходить исключительно онлайн, но мы увидели гораздо больший отклик и вовлеченность аудитории при проведении очных встреч и визитов в регион. Не секрет, что при личном общении людей всегда проще замотивировать, к тому же эмоции, живые реакции на ответы, настрой аудитории нельзя заменить вебинаром и экраном компьютера. Поэтому мы стараемся, чтобы для начала в каждом федеральном округе появился проектный офис.
Замечу, что это не средства ПФКИ, регионы сами вкладываются в открытие, в развитие системы офисов. В Нижнем Новгороде региональные власти отремонтировали помещение, создали рабочие места, подписано соглашение о сотрудничестве. Это проектный офис ПФКИ, но регионы понимают, что, вкладывая средства, они могут привлекать дополнительные инвестиции.
— То есть Нижний Новгород потратился, чтобы привлечь ваши деньги?
— Конечно. И это правильный подход. Сейчас у нас порядка 11 предложений от регионов об открытии проектных офисов. Я бы посоветовал многим регионам, в том числе дальневосточным, тоже пойти по этому пути. У нас есть предварительная договоренность с Хабаровском. Но Хабаровск и Приморье и так в лидерах. Поэтому я был бы рад, если бы появились такие инициативы, например, от Чукотки или Сахалина. Сахалин привлек порядка 12 миллионов рублей, а Приморье — 150 миллионов рублей.
— Есть данные, какой регион больше всего привлекает на душу населения грантов?
— На душу населения не считаем, это не совсем корректно, потому что количество инициатив от числа жителей в данном случае не сильно зависит. У нас один из передовых регионов по количеству подаваемых заявок — их уже больше 2,5 тысячи — это Белгородская область. Она находится на четвертом месте после Москвы и Санкт-Петербурга и еще одного лидера — Удмуртии. Это говорит о том, что в регионах организовано культурное сообщество, которое знает куда и как подавать инициативы, что хорошо поставлена информационная и организационная работа.
В среднем в одну волну поступает до 100 заявок от региона. У нас богатейшая культурная страна, считаю, что любой регион, независимо от количества населения, может обеспечить 80-100 заявок. Мы же понимаем прекрасно, что любой дальневосточный регион, какой ни возьми, может предложить 100-200 культурных инициатив. Поэтому стоит организационный вопрос. Мы видим, что усилия руководителей регионов дают положительный эффект. Вот Камчатка, например, Владимир Солодов, активно взялся за развитие, и сейчас в пятерке лидеров по округу после Якутии, Приморского края и Хабаровска.
— На какие события до конца года стоит обратить внимание простому россиянину, который не подает заявки к вам на конкурсы, но может поучаствовать?
— Все проекты, которые победили, находятся в открытом доступе. И лучше всего зайти на сайт ПФКИ в раздел выигравших проектов, найти свой регион, выбрать заявки-победители по фильтру. И это самый лучший анонс мероприятий — образовательных, событийных и развлекательных. Кроме того, мы активно ведем новостную ленту сайта и аккаунты Фонда в социальных сетях, там каждый день публикуются анонсы мероприятий, рассказываем о реализации проектов, конкурсных отборах.