Цены на нефть продолжают снижаться. Стоимость фьючерсов на североморскую нефть марки Brent на бирже ICE (Лондон) опустилась на 0,09 доллара, до 82,86 доллара за баррель. Фьючерсы на нефть марки WTI на Нью-Йоркской бирже NYMEX подешевели на 0,08 доллара, до 77,83 доллара за баррель. На этот раз причиной падения нефтяных котировок послужило ухудшение Организацией стран-экспортёров нефти (ОПЕК) прогноза по спросу на «чёрное золото» к 2035 году до 108 млн баррелей в сутки. Прошлый прогноз ОПЕК был больше на 0,5 млн баррелей.
За полгода «чёрное золото» упало в цене на 20 %. Президент России Владимир Путин не исключает, что за падением нефти может стоять политика. «Политическая составляющая в ценах на нефть также всегда присутствует. Более того, в некоторые кризисные моменты возникает ощущение, что в ценообразовании на энергоресурсы как раз и превалирует политика», — заявил Путин в интервью китайским СМИ.
О вмешательстве политики в рынок энергоресурсов ранее высказывался экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его мнению, удешевление нефти — результат сговора США и Ближнего Востока, целью которого является наказание России за позицию по Украине. Бывший министр напомнил, что снижение цен на «чёрное золото» уже предпринималось ранее, в преддверии президентских выборов в США.
Кому выгодно снижение цен на «чёрное золото», чем оно грозит России и действительно ли за дешевеющей нефтью стоит политика, разбирался АиФ.ru.
Почему нефть дешевеет?
Резкое падение нефтяных котировок началось в сентябре, когда Международное энергетическое агентство (МЭА) ухудшило прогноз по глобальному потреблению сырья в 2014 году до 92,6 млн баррелей в день. Изменение прогноза агентство объяснило замедлением мирового экономического роста. Один из основных потребителей нефти на мировом рынке — Китай — заметно тормозит в плане экономического роста, следовательно, снижается спрос на «чёрное золото».
«Усугубление кризиса в мире просто не сможет не отразиться на нефти в плане уменьшения её цен на рынке. А признаки кризиса налицо: у ЕС проблемы (в том числе из-за российского эмбарго), и европейская экономика показывает не лучшие результаты, экономика США тоже испытывает трудности», — подчёркивает руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву независимого экспертного центра «Общественная Дума» Дмитрий Липатов.
Параллельно с замедлением роста глобального ВВП было зафиксировано увеличение темпов добычи углеводородов. Проще говоря, цены на нефть обвалила обострившаяся конкуренция на мировом рынке, а рост конкуренции всегда снижает спрос на сырьё.
За последний год многие страны, обладающие существенными запасами «чёрного золота», приняли решение увеличить объём экспорта этого энергоносителя. Это характерно для США, где относительно недавно был одобрен вопрос об экспорте сырой нефти, также на рынок вышел ряд ближневосточных государств. Кроме того, на рынок вышли ливийская и иракская нефть.
Не последнюю роль в снижении стоимости нефти сыграли щедрые скидки на сырьё, предоставленные крупнейшим игроком нефтяного рынка, Саудовской Аравией, азиатским странам.
Вернутся ли цены на нефть к отметке 100 долларов за баррель?
По мнению Кудрина, в ближайшие пять лет о росте цен на нефть не может быть и речи — они останутся на уровне 80–85 долларов за баррель. «Это связано, прежде всего, с развитием сланцевой нефти и сланцевого газа. Газ часто является заместителем нефти», — объяснил свою позицию Кудрин.
В свою очередь министр энергетики РФ Александр Новак рассчитывает, что в долгосрочной перспективе цены на «чёрное золото» вернутся в диапазон 90–110 долларов за баррель. «В случае продолжительного пребывания цен ниже 90 долларов за баррель реализуемые прорывные проекты, которые сейчас осуществляются в мире, станут нерентабельными», — приводит слова главы Минэнерго «Интерфакс».
Как говорилось выше, цены на нефть опустились из-за наращивания добычи до 1 млн баррелей в сутки и увеличения экспорта сырья Ливией. «Но в Ливии, где, по сути, идёт гражданская война и разные центры силы борются за власть, так и не достигнута политическая стабилизация. Вполне вероятно, что через три месяца из-за внутренних конфликтов добыча в Ливии снова уйдёт в ноль. Соответственно, этот объём нефти уйдёт с рынка, и этот навес исчезнет», — подчёркивает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов.
В целом, ситуация на богатом энергоресурсами Ближнем Востоке может в любой момент измениться не в лучшую сторону, что изменит ситуацию на рынке сырья. «Я не думаю, что эту глобальную точку нестабильности (конфликты на Ближнем Востоке — прим. ред.) удастся просто «погасить». Так что нефтедобывающим странам вряд ли стоит беспокоиться — пока нефть остаётся одним из ключевых видов ресурсов для всего человечества, их благополучию вряд ли что-то угрожает», — рассказал АиФ.ru аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко.
Как снижение цен на нефть отразится на экономике России?
Даже незначительное снижение цен на нефть в условиях замедления экономического роста определённо скажется на российском бюджете, который планируется под определённую стоимость барреля. Низкая стоимость экспортируемого сырья приведёт к низким налоговым поступлениям. Тем самым страна недополучит значительную часть прибыли.
В прошлом году доля нефтегазовых доходов госказны составила почти 50 %, а выручка от экспорта «чёрного золота» составила 173,7 млрд долларов. Бюджет на период 2015–2016 гг. спланирован из расчёта 95 долларов за баррель. В настоящее время, как мы видим, цены на нефть ниже прогнозируемого уровня. По подсчётам Минфина, из-за падения стоимости нефти всего на один доллар бюджет теряет 70 млрд рублей.
Финансовые рынки устроены таким образом, что следом за дешевеющей нефтью дешевеет рубль. Последнее время российская валюта чуть ли не каждый день обновляет исторические минимумы к доллару и евро, и если стоимость «чёрного золота» продолжит падать, она потянет за собой и рубль.
Низкие цены на нефть снижают привлекательность российской экономики, ухудшают показатели рынка акций, усиливают отток капитала. «В довершение всего вырастет уровень инфляции, повсеместно начнут повышаться цены, а потребительский спрос сократится. Всё это приведёт к очередному замедлению темпов роста национальной экономики, увеличению бюджетного дефицита и ухудшению дел в российских регионах, поскольку среди них крайне много дотационных», — не исключает Дмитрий Липатов.
Кому выгодна дешёвая нефть?
Надо сказать, что не одна только Россия зависит от нефтегазовых доходов — есть страны, которые закладывают в бюджет стоимость «чёрного золота» гораздо более 100 долларов за баррель. К ним относятся Иран, Ливия, Венесуэла.
Что касается США, американский бюджет не верстается на основе цен на сырьё. Но дешёвая нефть также не выгодна Вашингтону. Дело в том, что рентабельность всех капиталовложений Америки в добычу и транспортировку сланцевой нефти снижается из-за падающей стоимости нефти. «Американская добыча нефти рентабельна при цене минимум 75 долларов за баррель. По другим оценкам, если брать средний уровень по безубыточности проектов по сланцевой нефти, это от 85 долларов за баррель. Поэтому американцам важно, чтобы цена держалась выше этого уровня. И была в коридоре от 90 до 100 долларов», — отмечает руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников.
Снижение цен на нефть выгодно государствам, где собственной добычи нефти недостаточно для удовлетворения внутренних потребностей. Это Евросоюз и Китай. Они могут покупать энергоресурсы с ощутимым дисконтом.
Могут ли боевики ИГИЛ обрушить рынок нефти?
Падение нефтяных котировок могло произойти из-за продажи нефти по бросовым ценам боевиками ИГИЛ, считает вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев.
«Второй момент — это ворованная нефть ИГИЛ, которая поступает на рынок через Турцию и Израиль с тройным дисконтом. Её не так много, но она ворованная, поэтому дешёвая», — заявил Леонтьев в эфире «Русской службы новостей».
Впрочем, к вкладу контрабандной нефти в снижение мировых цен на углеводороды эксперты относятся с сомнением — тех объёмов, которые реализует ИГИЛ, пусть и по демпинговым ценам, недостаточно, чтобы обвалить рынок нефти.
«Дело в том, что нефть в основном добывается в южных районах, а на подконтрольном ИГИЛ севере этой нефти немного, может быть, процента 2–3. Поэтому фактор продаж ИГИЛ совершенно не влияет на ценообразование нефти, там другие совсем факторы», — подытоживает генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский.