Ключевой новостью минувших выходных стало снижение на одну ступень кредитного рейтинга РФ международным агентством Moody’s. Прогноз по рейтингу остался негативным.
В Минфине поспешили заверить, что понижение рейтинга России не окажет серьёзного влияния на стоимость государственных и корпоративных внешних заимствований.
«От снижения, которое произошло, серьёзного влияния мы не ожидаем. Во-первых, у нас компании практически не занимают на внешних рынках. Во-вторых, рейтинг Moody's — один из самых высоких среди этих рейтингов. Снижение не будет оказывать какого-то серьёзного влияния на внешние заимствования, скорее, другие факторы — то же снижение цен на нефть — повлияют на ситуацию», — сообщил журналистам глава Департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин, добавив, что в бюджет заложен риск отказа от внешних заимствований.
Санкции, Украина и отток капитала
До недавнего времени кредитный рейтинг России, по версии Moody’s, был самым высоким среди тройки агентств. Теперь он сравнялся с оценками двух других организаций — Fitch и S&P.
Свои действия по отношению к рейтингу РФ агентство объяснило ухудшением среднесрочных перспектив экономического роста России из-за кризиса на Украине и санкций Запада, которые привели к резкому сужению возможностей по фондированию. Кроме того, сыграло свою роль «постепенное, но непрерывное уменьшение золотовалютных резервов государства в связи с оттоком капитала, ограничением доступа российских заёмщиков на международный рынок и падающими ценами на нефть». Для понимания ситуации: с начала года объём золотовалютных резервов РФ сократился на 11 % до 454 млрд долларов, что является минимальным показателем за последние четыре года. Что касается оттока капитала, по оценке Moody’s, за девять месяцев 2014 года он составил 85 млрд долларов. В то же время стоимость нефти марки Brent, по котировкам которой рассчитывается цена российской нефти марки Urals, снизилась на 20 %.
Предчувствуя возможное ухудшение рейтинга России, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев ещё на прошлой неделе заявил, что снижение рейтинга будет «либо некомпетентным, либо ангажированным», поскольку «объективных предпосылок для такого шага нет».
«Что такое рейтинг рейтинговых агентств? Рейтинг долгосрочной платёжеспособности, кредитоспособности. Это, попросту говоря, означает уверенность в том, что мы в состоянии погасить наш внешний долг», — говорил Улюкаев, подчёркивая, что внешний долг России менее 3 % ВВП, а весь госдолг — 11 % ВВП.
«То есть при желании такой долг можно погасить за один год», — подчеркнул министр. По его словам, риски непогашения долга отсутствуют. «С какой стороны ни посмотри, макроэкономическая и финансовая конструкции очень устойчивы, и риск того, что этот мизерный внешний долг каким-то чудесным образом не будет погашен, отсутствует», — приводит слова министра экономического развития ТАСС.
Последняя ступень перед негативом
По мнению экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина, нынешнее снижение рейтинга России не несёт рисков для национальной экономики, однако дальнейшее понижение может иметь крайне негативный эффект. «Moody’s снизило кредитный рейтинг России до уровня, который дают S&P и Fitch. Рейтинг остаётся на уровне инвестиционного, но снижение на следующую ступень может быть крайне негативным для финрынка», — написал Кудрин в своём микроблоге в Twitter.
Эксперты, опрошенные АиФ.ru, придерживаются мнения, что снижение рейтинга агентством Moody’s вряд ли повлияет на текущее положение дел, особенно учитывая то, что из-за санкций США и ЕС западные рынки капитала фактически закрыты для ряда российских компаний.
Сильно повлиять на текущее положение дел на долговом рынке это решение вряд ли сможет. Во-первых, нужно, чтобы этот почин поддержали другие рейтинговые агентства, а во-вторых, большинство западных контрагентов уже давно снизили лимиты на компании из России в связи с текущим политическим кризисом.
«Сильно повлиять на текущее положение дел на долговом рынке это решение вряд ли сможет. Во-первых, нужно, чтобы этот почин поддержали другие рейтинговые агентства, а во-вторых, большинство западных контрагентов уже давно снизило лимиты на компании из России в связи с текущим политическим кризисом, так что и дальше их снижать будет проблематично. Да и для компаний сейчас не лучший момент для выхода на долговой рынок — слишком высокие ставки из-за странового риска», — объяснил АиФ.ru аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.
По словам руководителя независимого экспертного совета при Правительстве РФ, члена экспертного совета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, партнёра компании «Налоговик» Романа Терёхина, для зарубежных кредиторов данный рейтинг не является решающим фактором — как правило, они оценивают и другие моменты, тем более что причины, из-за которых рейтинг был понижен, и до этого были известны иностранным кредиторам и инвесторам.
«Конечно, к российским заёмщикам станут относиться ещё осторожнее после снижения рейтинга, но существенным препятствием это не станет. Кредиторы и инвесторы сами могут оценить кредитоспособность и платёжеспособность российских компаний, поэтому массового отказа кредитовать российские компании не последует. Куда значительнее на этот процесс влияют вводимые антироссийские санкции», — считает Терёхин.
Единственным ощутимым минусом снижения кредитного рейтинга России станет пересмотр всех корпоративных рейтингов, поскольку рейтинг компании не может быть выше рейтинга государства. «Как следствие, снижение рейтинга приводит к тому, что компаниям придётся либо дороже занимать, либо им могут просто отказать в займе. Есть фонды, у которых прописано: не инвестировать в компании с рейтингом ниже такого-то. <…> Где-то, наверное, на полпроцента кредит обойдётся дороже за счёт только этого события. Полпроцента — вроде бы и немного, но для больших денег это довольно чувствительно», — отмечает управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов.