Недавно премьер-министр страны Дмитрий Медведев разрешил финансировать работы за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) - осталось лишь определить схему финансирования.
Прогноз оптимистичен…
Для начала изложим суть принятого решения в цифрах. Объём средств, выделяемых на развитие транспортных артерий, составит 562 млрд руб. Из них 300 млрд руб. - это инвестиции РЖД, а 260 млрд руб. - государства. Из государственной доли 110 млрд руб. железнодорожники получат в виде прямых бюджетных инвестиций, а 150 млрд руб. - из ФНБ. Деньги немалые. На что они пойдут?
На увеличение пропускной способности Транссиба и БАМа почти в два раза. Обе эти дороги пропускают сейчас по 110 млн тонн грузов в год - и это предел их возможностей. Проект же предполагает увеличение на 100 млн тонн в год. И львиную долю в перевозках должен занять уголь для Китая.
Не так давно вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что Россия может повысить поставки в Китай в сфере электроэнергетики и угля в три-четыре раза. Вроде бы крайне позитивный прогноз. Однако анализ ситуации на рынке энергоносителей даёт основания сомневаться в его точности. Не ошиблись ли эксперты, на мнение которых опирается вице-премьер?
Это крайне важно - от их оценок зависит, какой потенциал грузоперевозок закладывать для модернизации путей, а также сроки окупаемости будущих дорог. Кстати, средства ФНБ - возвратные, причём с установленной нормой доходности: не ниже 2%.
Между тем нынешняя рентабельность железных дорог при перевозках угля на экспорт отрицательная: -61,1%. Доходность этих перевозок в 4,5 раза ниже доходности перевозок нефтепродуктов и металлов. А увеличение их объёма потребует возведения многочисленных объектов железнодорожной инфраструктуры. Только энергопотребление при планируемых «добавках» увеличится со 100 до 1000 МВт, то есть в 10 раз. Это не просто модернизация, а обустройство абсолютно новой, рассчитанной на иные мощности электросети. В результате затраты на дополнительное строительство возрастут, по оценкам экспертов, втрое.
…а реальность - пессимистична
А теперь посмотрим, что происходит в стране, на экспорт в которую рассчитан проект. Колоссальный вред экологии и здоровью населения Поднебесной, который причиняют сжигание угля и выделение при этом диоксида серы, заставил китайские власти начать реформирование своей энергогенерации в пользу экологичных источников.
Конечно, в ближайшие годы страна не откажется от угля, но не учитывать того, что его потребление может резко сократиться (при увеличении потребления газа из России и Туркмении), нельзя. В планах Пекина к 2017 г. сократить долю угля в общем объёме потребления энергоносителей до 65%.
Ну а первый этап строительства наших железных дорог планируется завершить к… 2020 г. То есть транспортные артерии будут расширяться с опозданием - потребности Китая в угле к тому времени уменьшатся вдвое!
Кроме того, при запланированных затратах на модернизацию цена российского угля, поставляемого по этим транспортным путям в Китай, может вырасти тоже вдвое. Будет ли такой уголь конкурентоспособным на китайском рынке и понадобится ли там в 2030 г. экологически вредное топливо в таких объёмах?
Если реальный сценарий получится не столь оптимистичным, как планируемый, то Россия просто выбросит на ветер почти триллион рублей, а новая реконструкция БАМа повторит судьбу предшествующей - когда вновь уложенные рельсы пошли на металлолом. Только теперь их будет куда больше, чем в 90-е…