Примерное время чтения: 7 минут
3716

Ректор в наручниках. Минобразования избавилось от «мятежника» из ГУУ

В прошедшие праздники университетское сообщество было шокировано новостью: оперативниками при получении «отката» в размере 7 миллионов рублей с поличным был задержан 46-летний ректор Государственного университета управления Виктор Козбаненко.

Научный «откат»

Кадры задержания Козбаненко обошли все телеканалы. Вид ректора, положенного лицом в землю, что и говорить, производил сильное впечатление.

Суть дела, по данным следствия, в следующем: ГУУ должен был заключить контракт с клининговой компанией на уборку помещений и территории вуза. Сумма контракта равняется 58 миллионам рублей. Козбаненко якобы потребовал от одной из фирм, заинтересованных в данном контракте, «откат» в 7 миллионов рублей.

О данном факте стало известно правоохранительным органам, и дальнейшие события происходили под их контролем.

Деньги, по данным следствия, Козбаненко получал через посредников, и в тот момент, когда они передавали «откат» ректору, и произошло задержание.

Против ректора ГУУ было возбуждено дело по статье 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»). Преображенский суд внял доводам следствия о том, что на свободе Козбаненко может скрыться за границей или какими-либо иными способами воспрепятствовать расследованию дела, и отправил задержанного в СИЗО.

Сам Козбаненко своей вины не признаёт, но информация о его задержании немедленно была широко растиражирована в СМИ.

Коллеги задержанного пребывают в шоке. Например, председатель совета вузов ректоров Москвы Николай Кудрявцев заметил, что такого от Козбаненко никто не ожидал. Но при этом добавил: наверное, у оперативников были основания.

Моментально отреагировал на задержание Козбаненко и министр образования Дмитрий Ливанов. В первый же рабочий день после праздников руководитель ГУУ был уволен со своего поста, а исполняющим обязанности ректора был назначен проректор по бизнес-образованию и информационным технологиям Владимир Годин.

Итак, коррупционер задержан, Министерство образования вымело его с должности поганой метлой – история, вполне вписывающаяся в общее русло борьбы со взяточничеством.

Странно, правда, что в отношении теперь уже бывшего ректора ГУУ в качестве меры пресечения избрано помещение в СИЗО, в то время как основные фигуры по куда более громкому «делу „Оборонсервиса“» пребывают либо под домашним арестом, либо под подпиской о невыезде. Но, в конце концов, следствию виднее.

«Несливаемый» университет

Всё бы было просто и понятно, если бы не предыстория происшедшего в ГУУ.

Виктор Козбаненко занял пост ректора университета управления в 2011 году, но для ГУУ он не был пришлым человеком. С 1996 по 2003 годы в университете он был доцентом, заведующим кафедрой. Затем был доцентом в МГИМО, работал в МИДе, администрации президента, Минздравсоцразвития.

Словом, отличный послужной список. Назначение Козбаненко на должность ректора ГУУ, вуза прославленного и с хорошей репутацией, казалось вполне логичным.

Проблемы начались осенью 2012 года, ещё до публикации пресловутого «чёрного списка» неэффективных вузов. Ректор Козбаненко, как он сам рассказывал, совершенно случайно узнал о том, что готовится слияние университета управления с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Причём, что особенно важно, слияние это должно было произойти под крышей академии, то есть путём фактического поглощения ГУУ.

Такое решение выглядело как минимум странным, ибо и история, и авторитет Государственного университета управления были значительно выше.

Козбаненко попытался поговорить с ректором РАНХиГС Владимиром Мау, но стороны не нашли понимания. Об экономисте Владимире Мау следует рассказать отдельно. В своё время он был правой рукой Егора Гайдара и одним из главных инициаторов «шоковой терапии». Идеи и методы Мау воспринимаются в научном сообществе, мягко говоря, неоднозначно. Это аукнулось учёному в 2008 году, когда коллеги «торпедировали» его кандидатуру на выборах членов-корреспондентов Российской академии наук.

Мау, в отличие от Козбаненко, проект объединения приветствовал. Но тут вмешались студенты ГУУ, которые подняли настоящий бунт, выйдя на акции протеста.

Министр образования Дмитрий Ливанов тут же заявил, что объединение ГУУ и РАНХиГС произойдёт только в том случае, если этого захотят преподаватели и студенты обоих вузов.

Показалось, что Государственный университет управления отстоял своё право на существование.

Подавление недовольных

Но недолго музыка играла – не прошло и месяца, как на свет появился так называемый «чёрный список» неэффективных вузов, куда угодил и ГУУ.

Правда, при дальнейшем разделении на категории университет оказался в группе тех, кто, по мнению Минобразования, нуждается в оптимизации. То есть предполагалось, что министерство должно оказать таким вузам помощь в преодолении трудностей. Конкретная программа действий для таких учебных заведений разрабатывалась с декабря 2012 по февраль 2013 года.

По странному стечению обстоятельств, сразу после истечения этого срока ректор ГУУ оказался в СИЗО.

Между тем, в самом университете были несогласны с оценкой, данной во время мониторинга вузов. Мало того, в ГУУ указывали, что учитывались данные 2011 года, в то время как в 2012-м университет улучшил свои показатели и был полностью эффективным.

Любопытно, что на несостыковки с цифрами, на основе которых составлялись списки неэффективных вузов, указывали и в ещё одном вузе, активно протестовавшем против слияния – Российском государственном торгово-экономическим университете.

Напомним,ректор РГТЭУ Сергей Бабурин приводил конкретные данные, свидетельствовавшие о том, что признание университета «неэффективным» произошло на основе искажённых данных.

Оспаривать цифры в Министерстве образования не стали, а просто их проигнорировали. Несмотря на студенческие протесты, решением министра Ливанова Сергей Бабурин был смещён с поста ректора, а сам РГТЭУ присоединён к РЭУ имени Плеханова.

Между тем, многие преподаватели РГТЭУ в кулуарах откровенно назвали происшедшее «рейдерским захватом» со стороны «плехановцев».

После того как Министерство образования решительно подавило протесты против своей «генеральной линии» в РГТЭУ, голоса многих из тех, кто выражал недовольство новой программой реформирования высшей школы, поутихли.

Теория заговора

В свете всего этого история с арестом ректора ГУУ Виктора Козбаненко выглядит совершенно иначе. Стоит напомнить и про ещё одно обстоятельство: когда происходило подавление оппозиционеров в РГТЭУ, официальный федеральный телеканал запустил целую кампанию шельмования данного университета. Причём кампанию настолько разнузданную, что авторов одного из сюжетов поймали на откровенной фальсификации.

Изобличение и арест Козбаненко также были поданы с шумом и помпой, словно уже состоялось решение суда, установившего вину ректора. После такой информационной подготовки решение об увольнении Виктора Козбаненко выглядело столь же естественным и неизбежным, как ранее увольнение его коллеги Сергея Бабурина.

Возможно, всё это лишь стечение обстоятельств, и нынешний коррупционный скандал не имеет ни малейшего отношения к осеннему бунту в ГУУ, когда Минобразования пришлось отступить от своих планов.

Но будет очень интересно посмотреть, что произойдёт с Государственным университетом управления далее, при новом руководстве. Это позволит дать ответ на вопрос, куда и какими методами на самом деле двигает отечественную школу министр Дмитрий Ливанов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах