aif.ru counter
1332

Неэффективные вузы отправятся вслед за неэффективными школами

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Фото: www.russianlook.com

Российский студенческий союз обнародовал оказавшийся в его распоряжении подготовленный Министерством образования список вузов и филиалов высших учебных заведений Центрального Федерального округа, признанных неэффективными. Список получился как минимум оригинальным.

«Черная метка» на 23 процента

Так, в Москве неэффективными объявлены такие известные учебные заведения, как Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный социальный университет, Государственный университет управления, Московский педагогический государственный университет, МАМИ, Московский государственный открытый университет, Московский архитектурный университет, Литературный институт им. А.М. Горького.

Всего в «черном списке» оказались 40 вузов и 81 филиал, расположенный в ЦФО.

Список был подписан заместителем главы Минобразования Алексеем Климовым.

Публикация списка студенческим профсоюзом поначалу привела министерство в замешательство.

– Мы ничего не публиковали. Все будет известно только в декабре, – подчеркивали в пресс-службе Минобрнауки.

Однако глава РСС Алексей Хромов настаивал на том, что список подлинный. И через несколько часов Минобразования капитулировало. На сайте министерства появился полный список вузов страны, признанных неэффективными.

Всего такой сомнительной чести оказались удостоены 126 российских институтов, академий и университетов, что составляет 23 процента от их общего числа. С филиалами ситуация и того круче – половина из них неэффективны по оценке Минобразования.

Министерство образования всячески пытается смягчить эффект от публикации списка. По словам Дмитрия Ливанова, министра образования и науки России, «с каждым вузом будем разбираться отдельно. Это не значит, что все 126 будут закрыты, какие-то будут реорганизованы, присоединены к более сильным, где-то пройдет смена ректора, а кто-то, возможно, получит дополнительные средства для развития».

Согласно сообщению министерства, мониторинг проводился на основе пяти главных критериев: средний балл ЕГЭ, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного педработника, количество иностранных студентов, доходы вуза и его общая площадь в собственности или оперативном управлении.

Вопросов от этого не меньше. Как в «черном списке» оказался РГГУ, считавшийся одним из лучших в стране в своем направлении? Чем не угодили уникальные в своем роде МАРХИ и Литинститут? Что такое приключилось с ГУУ, совсем недавно считавшимся главной кузницей управленческих кадров страны?

Настораживает и цифра в 23 процента, полученная в результате исследования министерства. Напомним в июле 2012 года президент РФ Владимир Путин поставил перед Минобрнауки конкретную задачу: до конца 2012 года выявить все неэффективные государственные вузы, а до мая 2013 года – разработать и утвердить программу их реорганизации. Спустя две недели глава министерства Дмитрий Ливанов сообщил, что в ближайшие два-три года число госвузов сократится на 20%, а их филиалов – на 30%.

 

Президент РФ Владимир Путин Президент РФ Владимир Путин. Фото russianlook.com

Как видим, число вузов, объявленных «неэффективными», очень точно совпадает с тем, которое должно пойти «под нож». Посему сладким речам о том, что с каждым будут разбираться по отдельности, и «черный список» – еще не «черная метка», как то не очень верится.

Бунтари и тихони

Более того, процесс ликвидации уже фактически идет. Наглядное тому доказательство – события, творящиеся вокруг одного из «неэффективных вузов» – Государственного университета управления. Ректор вуза Виктор Кобзаненко, по его же словам, совершенно случайно узнал, что вскоре «сольется» с Российской академией народного хозяйства и госслужбы. Позвонив ректору оной Владимиру Мау, он узнал, что все так и есть.

Восторга эта новость не вызвала ни у ректора ГУУ, ни у его студентов. У последних настолько, что 25 октября они вышли на митинг протеста. Протестующие управленцы, элита, «белая косточка» страны – зрелище более чем оригинальное, а ведь все это происходило еще до публикации «черного списка», куда попал ГУУ.

Министр образования Дмитрий Ливанов после этого заявил: «Я поставил задачу перед Государственным университетом и Академией народного хозяйства, чтобы они пообщались между собой и выяснили, хотя ли они объединения. В зависимости от их желания или нежелания министерство и будет действовать».

Рьяное нежелание ГУУ «сливаться» вроде бы приостановило процесс объединения. Но надолго ли – непонятно.

В начале октября 2012 года аналогичный бунт студентов сотряс Тамбов – там пытались слить воедино Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) и Тамбовский государственный университет (ТГУ имени Державина). Студенты и преподаватели вышли на митинг, и Минобразования снова протрубило отбой – объединение пока отменили.

С теми, кто более робок и не готов к открытому сопротивлению, вообще не церемонятся. А может, в Минздраве люди менее гибкие, нежели в Минобразования? Так или иначе, но к началу этого учебного года Пятигорская фармацевтическая академия, 70 лет готовившая фармацевтов для юга страны, была слита с Волгоградским медуниверситетом. Между прочим, между Волгоградом и Пятигорском 665 километров. Мнения студентов-фармацевтов и теперь уже бывшего руководства академии вообще никто не спрашивал.

Ясно, что министерство образования выполняет задачу президента по сокращению вузов. И слияние – это не самый худший вариант. Но когда тот же Государственный университет управления, существующий с 1919 года, имеющий громкое имя и репутацию не только в нашей стране, но и за рубежом, поглощается куда менее известной Российской академией народного хозяйства и госслужбы, существующей с 1977 года, возникают вопросы.

Может, все дело в том, что академия к своему названию имеет еще такое скромное добавление «при Президенте РФ»?

Действительно ли в этот список попали те вузы, которые «неэффективны»? Или просто именно в этих вузах работают неудобные ректоры, а контингент студентов чересчур ершистый?

Образовательный Франкенштейн

Ведь процесс всеобщего слияния вузами не ограничивается. В Москве, например, полным ходом идет слияние «эффективных» и «неэффективных» школ. Идея благая – убрать те школы, где никто не хочет учиться в силу слабости преподавательского состава, и соединить их с успешными школами.

Это в теории. А на практике мнения педагогов и учеников зачастую никто не спрашивает. Самым вопиющим примером такого насильственного слияние стала ликвидация в Москве трех школ для детей с девиантным поведением. Это школы для трудных подростков, обучение которых с другими детьми является крайне сложным, а порой даже опасным.

С этим контингентом работают специально подготовленные учителя и психологи.

Понятно, что у таких специализированных школ количество учащихся гораздо меньше, чем в обычных школах. Дальше начинается самое интересное – кто-то принял решение закрыть три спецшколы как нерентабельные. Именно «кто-то», поскольку ни прямого постановления правительства Москвы, ни решения департамента образования на сей счет не было. Однако факт есть факт: школа №5 в ЮАО закрыта, школа №3 в ЮЗАО закрыта, а школа №7 в СЗАО слита с еще четырьмя школами.

В результате трудные подростки отправлены в школы к обычным детям. Конфликты возникают постоянно, но анонимных авторов идеи это не волнует – их дети явно учатся в других учреждениях.

Зам.главы департамента образования Москвы Игорь Павлов в ответ на возмущение общественности заявил, что три ликвидированные школы сами ««пожелали включиться в образовательные комплексы по территориальному признаку». Мало того, спецшкола № 5 в ЮАО, по мнению чиновника, только выиграла, преобразившись в обычную образовательную школу, так как набрала «за счет изменения имиджа» 600 учащихся вместо 157.

С чиновником категорически не согласен уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

 

Евгений Бунимович Евгений Бунимович. Фото Екатерины Чесноковой РИА Новости

«Представитель департамента описал здесь такую благостную картину, что я подумал, почему такие мощные педагоги, как Макаренко и сестры Гнесины, не объединили свои школы, чтобы вместе воспитывать из хулиганов творческих людей?» – саркастически заметил детский омбудсмен.

Но, наверное, самым выдающимся образчиком чиновного слияния всех со всеми можно считать объединенную школу №2077 в СЗАО. Она создана из 5 школ – трех обычных, одной для подростков с девиантным поведением и одной школы для умственно отсталых детей. По словам директора этого «образовательного Франкенштейна» Ирины Сивцовой, объединение прошло при полном согласии родителей.

Утешает одно: пока слияние прошло лишь на юридическом уровне. То есть умственно отсталые учатся в своем здании, трудные подростки – в своем, а обычные дети – в своих корпусах. Но что чиновники устроят завтра, не знают, похоже, даже они сами.

Быстрее скорости света

Наверное, нужно верить в лучшее, и надеяться на то, что все процессы, идущие в нашем образовании под руководством Дмитрия Ливанова, направлены исключительно во благо. Если тебе дали команду сократить количество, гуманнее решать этот вопрос через объединение, а не ликвидацию: и руководители сыты, и студенты целы.

Но буквально на днях министр образования в своем Твиттере поведал об особенностях работы Большого адронного коллайдера: «Кольцо длиной в 27 километров протон за одну секунду пролетает около 15 000 раз».

Исходя из этой информации, тут же отметили комментаторы, скорость света по версии главы Минобразования составляет 405 000 км/с. А по версии всех учебников физики – 300 000 км/с.

И, судя по реакции блогеров, этот маленький эпизод уверенности в будущем российского образования не прибавил.

Оставить комментарий (14)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы