Примерное время чтения: 5 минут
924

Уход в штопор. В чем обвиняют гендиректора ПАО «Ил» Грудинина

Юрий Грудинин.
Юрий Грудинин. / Александр Поготов / РИА Новости

В последний месяц уходящего года, несмотря на усилия пресс-службы ПАО «Ил», эксперты авиационной отрасли были склонны скорее обсуждать новости не о том, что авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина присоединился к электронной площадке i.moscow Московского инновационного кластера. Вопреки бодрым официальным репортажам о том, что один из ведущих авиационных производителей страны теперь ожидает расширенный доступ к более чем 150 мерам поддержки со стороны правительства столицы, гораздо большее внимание привлекли к себе ставшие достоянием СМИ материалы закрытой проверки госкорпорацией «Ростех» и Объединенной авиастроительной корпорацией деятельности подконтрольного ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» (ведущий отечественный производитель гидросамолетов). 

По предположениям СМИ, проверки на заводе в Таганроге связаны с работой руководителя Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации, с 5 апреля 2019 года генерального директора ПАО «Ил», а до того — главного авиастроителя в Таганроге Юрия Грудинина

Закрылки Родины 

Как отмечают эксперты, в отличие от других коллег по авиацеху — таких же уходящих корнями в счастливое для авиации советское прошлое КБ Сухого или Микояна — публичное акционерное общество «Ил» все последние годы демонстрировало стойкую неспособность адаптироваться к нуждам и требованиям современного рынка авиатехники. Бывшего столпа отечественной авиации не смогло спасти даже весьма привилигированное положение «поставщика двора Его императорского величества». Как известно, основу авиапарка правительственного авиаотряда до сих пор составляют выпущенные авиационным комплексом имени С. В. Ильюшина самолеты марки «Ил», в том числе дальнемагистральные Ил-96, на которых президент и премьер совершают самые длинные зарубежные перелеты. Эти «горбатые», с особой формой фюзеляжа лайнеры, стоящие на стоянке правительственного аэродрома, без труда могут видеть все, кто прилетает в аэропорт Внуково или вылетает из него. И подобно тому, как эта заметная даже обывателям особая конфигурация корпуса скрывает спрятанную внутри аппаратуру правительственной связи, превращая борта в настоящие командные пункты, благополучный внешний фасад компании и ее руководства, по мнению отраслевых экспертов, является лишь ширмой для многочисленных внутренних проблем, которые, в свою очередь, часто являются следствием весьма своеобразного управленческого стиля топ-менеджеров.

Как отмечают СМИ, аудит деятельности ТАНТК имени Бериева, еще недавно возглавляемого Юрием Грудининым, выявил, что средства государственного оборонного заказа тратились с многочисленными нарушениями, а применяемые при этом схемы переплаты и возврата НДС были настолько прямолинейны, что уже вышли из обихода налоговой «оптимизации» даже у маленьких компаний частного сектора. Также явно не добавили авторитета поставщику Минобороны и МЧС такие «перекосы» финансовой дисциплины, как закупка элитного алкоголя под видом сувенирной продукции. По этому пункту проверка вышестоящей инстанции выявила какие-то баснословные нарушения. Из отчета аудиторов выходит, что под видом изготовления сувенирной продукции была закуплена алкогольная продукция на 17,8 млн рублей (!). При этом при пересчете этих «материальных ценностей» на складах предприятия удалось найти продукции только на 600 тыс. рублей. Куда ушло остальное, можно только догадываться.

Авиареконструктор 

В книге «Рассказы конструктора», написанной знаменитым советским авиационным специалистом, основателем одноименного КБ, личным советником Сталина по авиации Александром Яковлевым, есть один замечательный эпизод. Вспоминая зарю своей авиационной молодости, будущий конструктор отмечает, насколько требовательным к коллегам был его старший товарищ по большой авиации, основатель авиационного комплекса «Ил» Сергей Ильюшин. Оценивая устремления и уровень знаний тогда молодого еще Яковлева, более опытный Ильюшин одобрил авиационные начинания будущего создателя знаменитых «Яков», но строго предупредил, что авиация — дело серьезное и ответственное: «Одного желания здесь недостаточно. Нужно иметь и знания, лишь тогда можно правильно сконструировать планер. Можно, конечно, многое за тебя сделать, — рассчитать и вычертить — но от этого мало будет пользы». К сожалению, по данным открытых источников, репутация продолжателя дела Ильюшина далека от идеала. Вокруг его имени ходят слухи о плагиате интеллектальной собственности, с которыми еще надо разбираться.

Черные дыры премий 

Комиссия аудиторов вскрыла то, что в период 2016-2019 гг. стимулирующие выплаты сотрудникам предприятия, находящегося в государственной собственности, шли с нарушениями установленного порядка. В частности, не был определен порядок расчета надбавок, отсутствовал регламент, устанавливающий связь между конкретными показателями работы и размерами премий, приказы на производство выплат носили формальный характер. Не исключено, что будут инициированы соответствующие действия и по линии следственных органов. Вот только достаточно ли будет этих мер, чтобы вывести отечественную авиационную промышленность из штопора?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах