В сентябре 2018 г. президент Путин принял участие в закладке головного судна серии танкеров класса «Афрамакс», предназначенных для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. В мае 2020-го оно спущено на воду.
Когда на прошлой неделе глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил об этом президенту, тот ответил: «Это реальная победа, поздравляю».
Танкеры ледового класса
В 2018-м церемония проходила на открытом достроечном тяжёлом стапеле судоверфи «Звезда», а вокруг ещё полным ходом шло её строительство. Теперь здесь возводятся объекты второй очереди. Но действующие цеха первой очереди, в том числе открытый тяжёлый достроечный стапель, дают возможность уже сейчас строить современные суда.
Первый российский танкер нового поколения класса «Афрамакс», названный «Владимиром Мономахом», уже на воде. Три танкера – в производстве на тяжёлом достроечном стапеле. Резка металла для пятого состоялась в феврале. А вообще в портфеле «Звезды» сейчас 12 заказов на суда такого типа.
«Владимир Мономах» первым показал себя и проект в целом. Его длина – 250 м, ширина – 44 м, дедвейт – 114 тыс. т, скорость – 14,6 узла, ледовый класс – ICE-1А, т. е. судно может проходить льды толщиной до 50 см.
Уже по этим основным характеристикам понятно, что новые российские танкеры – это мощные современные суда. У них не будет ограничений по району плавания. Спроектированы они с соблюдением строгих требований к экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам.
Современный танкер построен на тяжёлом открытом достроечном стапеле верфи – одном из самых больших в мире и крупнейшем в России. Это сложнейшее инженерное сооружение, в состав которого входят 3 стапельных дорожки с уникальной самоходной судотранспортной системой. А кроме того, 4 портальных крана грузоподъёмностью 100 т каждый, 2 крана козлового типа грузоподъёмностью 320 т каждый и кран «Голиаф» – гигант, о котором «АиФ» рассказывал ещё в 2017 г. Его грузоподъёмность – 1200 т, а максимальная у кранов, работающих на других российских судоверфях, – 500 т. Что называется, почувствуйте разницу.
«Накатили судопоездом»
«Владимира Мономаха» спускали на воду с помощью транспортно-передаточного дока «Вымпел» – важнейшего элемента верфи, появившегося в июле 2018-го и тоже задействованного впервые. Он предназначен именно для спуска на воду крупнотоннажных судов длиной 300 м и более и шириной свыше 50 м, а кроме того – объектов морской техники: буровых платформ и их элементов.
Это плавучий док, отсутствие опор позволяет осуществлять продольную накатку судов с трёх разных стапельных линий верфи и поперечную накатку морской техники.
Подготовка к спуску заняла почти сутки. За это время, если говорить языком судостроителей, танкер «накатили судопоездом» с открытого тяжёлого достроечного стапеля на плавучий док, а затем вывели в акваторию. Благодаря такой невиданной доселе на российских верфях технологии спуск прошёл бережно, а значит, безопасно.