Сегодня жителям России уже доступно множество бесконтактных платежных сервисов. Лидером по внедрению таких технологий априори считается Сбербанк. Там не первый год развивается семейство SberPay, куда входит оплата по QR, онлайн-оплата в интернете, бесконтактная при помощи смартфона, а также оплата улыбкой — по биометрическим данным. Последний способ самый молодой и самый инновационный. Если оплата с телефона в одно касание уже давно привычна потребителю, то оплата по биометрии до 2021 года никогда не применялась массово в России, да и в мире таких примеров немного. Проанализировав отзывы на разных интернет-площадках, можно узнать, как спустя год использования россияне относятся к популярным видам пэев, в частности оплате улыбкой.
Уже больше 30 млн клиентов
Платить улыбкой клиенты Сбера начали весной 2021 года, когда такая возможность была запущена в магазинах «Перекресток» и сети кафе быстрого питания «Прайм». Со временем Сбер расширил круг партнеров, и сейчас таким образом можно расплатиться практически на любой кассе. Клиент, сдавший биометрический слепок лица, может оплатить улыбкой, посмотрев камеру нового инновационного ПОС-терминала. Таких терминалов по стране уже более 500 тысяч и их количество продолжает расти.
Например, в январе-марте этого года жители нашей страны оплатили покупки и услуги улыбкой 1,3 миллиона раз. За все время сервис подключили уже больше 30 миллионов клиентов банка. Такие внушительные данные от Сбера говорят о том, что клиенты банка не боятся использовать биометрию при оплате. Популярность сервиса ежемесячно растет. Больше всего улыбку при оплате используют в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Чаще всего таким образом в I квартале расплачивались в супермаркетах — 52,8% всех транзакций пришлось на фуд-ретейл. На втором месте — 9,9% — кафе и рестораны, на третьем — магазины электроники и товаров для дома, примерно 9%.
Терминалы работают быстрее всего
В социальных сетях и на форумах пользователи сервиса «Оплата улыбкой» активно делятся впечатлениями.
«Прикольные терминалы. Быстрее всего работают. Уже во ВкусВилл такие видела», — пишет Marina в комментариях к одной из статей на vc.ru.
Оценили удобство сервиса пользователи, которые делают покупки на бегу.
«Я кофе лицом оплачиваю через Сберовские терминалы. Удобно же», — пишет девушка с ником Not any.
Пользователю сайта pikabu.ru MantaStyle92 пришлось прочитать целую лекцию о новых технологиях на кассе, чтобы оплатить улыбкой покупки в аптеке. Но все разрешилось удачно, транзакция прошла.
Автор канала «Доктор Малых» в Telegram тоже делится со своими подписчиками мнением о технологии оплаты улыбкой.
«Возможно, я немного отстал от платежных технологий, но сегодня впервые попробовал. Сбер активно устанавливает в ритейле платежные терминалы как на фото. В Ульяновске, например, в сети магазинов Гуливер. Один из способов оплаты — “улыбкой”. Камера терминала сканирует лицо и платеж моментально проходит. Просто здорово!» — говорится в посте.
Стоматолог в комментариях шутит: «Может, технология дойдет до того: у кого улыбка красивая и белоснежная, тому скидка».
Тут же онколог Валентина предлагает сделать такое новаторское предложение в Сбербанк.
Теория заговора и шапочки из фольги
Конечно, встречаются и негативные комментарии. Они связаны не с опытом использования, а с предубеждениями и страхами, вызванными самой технологией, основанной на биометрии.
Глобально опасений всего два — возможность обмануть систему и безопасность своих биометрических данных.
«Face Pay? Ну нет уж, спасибо, еще лет 5 подождем, посмотрим, как все базы посливают. И спокойно продолжим пользоваться любыми другими способами», — высказался пользователь Serge Demichev.
Несмотря на то, что сегодня люди буквально на каждом шагу сталкиваются в биометрией — при разблокировке телефона по Face ID, при оформлении паспорта и других государственных услуг — передача данных банку все еще вызывает беспокойство. Впрочем, сами разработчики неоднократно комментировали, что это было ожидаемо и пользователям нужно еще немного времени, чтобы адаптироваться. Зачастую потребителю достаточно один раз преодолеть психологический барьер и потом новый способ оплаты уже не вызывает тревоги.
«Пользуюсь биометрией в банкоматах сбера, мне удобно! И никто меня еще не поработил шапочку из фольги тоже не ношу и до сих пор жива, и здорова», — пишет Ирина в комментариях под постом в канале блогера «Дуборовская» по маркетингу, технологиям и образованию.
Другие же пользовали не строят «теории заговора», но опасаются, что терминал можно обмануть, используя фотографию, видео или маски.
«Мне больше интересно как он отличит фотку клиента от самого клиента? Ладно у айфона есть 3Д ик сканер, на банкоматах сбера тоже вроде как не залипушная камера. А тут просто планшет с дыркой», — сомневается комментатор с ником jlopes в дискуссии под постом об оплате улыбкой на Pikabu.
«Чушь ты спорол. Он имеет встроенную sdk проверки на лайвнесс — проще говоря, она должна убедиться что ей показывают не фото», — возражает сомневающемуся другой пользователь.
Действительно, по словам экспертов Сбера, оплата по биометрии абсолютно безопасна, ведь личность украсть невозможно, и идентификация по лицу имеет самую высокую степень надежности примерно такую же, как вы бы лично пришли в отделение совершить ту или иную операцию.
«Алгоритм нельзя обмануть при помощи фотографии, видео или маски. Поэтому даже если у мошенников окажутся ваши документы и личные данные, они не смогут получить доступ к счёту», — говорится на страничке сервиса Сбера.
В среднем, по мнению специалистов, требуется 3-4 года, чтобы новая технология полностью раскрыла свой потенциал.