Участники VII Международного партнеринг-форума «Life Sciences Invest. Partnering Russia», проходившего в ноябре в Санкт-Петербурге, обсудили ключевые проблемы фармотрасли и наметили пути дальнейшего её развития в современных условиях.
Вектор развития
«Мы долгое время не имели возможности развиваться так бурно и сегодня пытаемся наверстать упущенное время, демонстрируя рекордные темпы роста», – отметил председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Европейского экономического союза Дмитрий Чагин.
За последние 8 лет с начала активной реализации программы «Фарма‑2020» задан правильный вектор развития, и сегодня российская фарма – это самая растущая отрасль в стране. В 2016 г. отечественные фармкомпании развивались гораздо динамичнее зарубежных. По итогам года их выручка составила 314, 5 млрд руб., что на 23,7% больше, чем в 2015 г. Петербургская фармацевтика тоже находится в этом тренде, отметил и. о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов. Так, в 2016 г. производство лекарственных препаратов в Санкт-Петербурге выросло на 40% по отношению к 2015 г. и составило более 20 млрд руб. Объём выручки BIOCAD составил 14,5 млрд руб., «Герофарм» – 4,7 млрд руб., «Вертекс» – около 5 млрд руб., «Полисан» – 4 млрд руб. Рост выручки напрямую связан с программой импортозамещения и ростом доли отечественных лекарств в госзакупках, отметили руководители фармкомпаний. Кроме того, в 2016 г. фармпроизводители Санкт-Петербурга поставили на экспорт в 26 стран продукцию на сумму более чем 1,7 млрд руб.
«Курс на импортозамещение способствовал укреплению положения петербургских производителей на внутреннем рынке и позволил завоёвывать новые экспортные рынки, а также создавать и локализовать на территории России в партнёрстве с крупнейшими западными фармпроизводителями те линии и продукты, которые не производились в нашей стране», – отметил первый заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Иван Складчиков.
Нужно грамотно распределять ресурсы
«Сегодня у нас удачная инвестиционная модель, но она может быть повторена не только внутри Российской Федерации, но и вне её – в Индии, Китае, Корее. Нельзя смотреть и ждать, пока остальные придут в эту инвестиционную модель, – считает гендиректор Группы компаний «Герофарм» Пётр Родионов. – Нам нужно двигаться вперёд и принимать те решения, которые станут драйверами дальнейшего развития отрасли».
Необходимо переходить к более взвешенному подходу к распределению ресурсов, считает Пётр Родионов. Предприниматель предупреждает: «Создание всё новых и новых производств – достаточно тупиковая модель, которая ни к чему не приведёт. Необходимо инвестировать в компетенции, знания, технологии, которые можно экспортировать».
Цель – увеличить экспорт
По словам заместителя гендиректора по фармобращению АО «Фармстандарт» Натальи Подгорбунских, в кризис все работали над ресурсами, чтобы сократить затраты. Сегодня же перед фармпроизводителями другая задача – надо выходить на экспорт. «Фармстандарт» начал развивать это направление. Российские субстанции уже экспортируются в ряд стран. А сейчас компания начинает активное сотрудничество с Ближним Востоком.
«Технологии идут вперёд. Система здравоохранения требует всё больше денег, – отметила директор Департамента социального развития Министерства экономического развития РФ Юлия Михеева, подводя итоги дискуссии. – Разработка новых лекарств предполагает огромные инвестиции». По её мнению, важно найти баланс интересов для финансирования отрасли. Представители фармбизнеса должны обсудить, какие технологии нужно развивать в будущем, что это принесёт здоровью населения и экономике страны.