Примерное время чтения: 6 минут
525

«Может, они тупые?» Переписка сотрудников Boeing открывает грязные тайны

Американская авиастроительная корпорация Boeing переживает, возможно, худший момент в своей истории. Два крушения самолетов нового поколения Boeing 737 MAX вынудили американские власти начать расследование, в ходе которого наружу выплыли самые грязные секреты корпорации.

Две катастрофы «идеальных самолетов»

Напомним, 29 октября 2018 года самолет Boeing 737 MAX-8 индонезийской авиакомпании Lion Air, выполнявший внутренний пассажирский рейс JT-610 по маршруту Джакарта — Панкалпинанг, потерпел катастрофу в Яванском море в 13 километрах от западного побережья острова Ява. Все 189 человек, находившиеся на борту, погибли. Среди жертв оказались чиновники правительства Индонезии и итальянский профессиональный велогонщик Андреа Манфреди.

10 марта 2019 года Boeing 737 MAX-8 авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс ET302 из столицы Эфиопии Аддис-Абебы в город Найроби (Кения), разбился в районе Бишофту, в нескольких десятках километров к западу от Аддис-Абебы. Погибли 157 человек. Среди жертв — представители более чем трех десятков стран, в том числе Канады, США, Италии, Великобритании, Нидерландов, Китай. В числе пассажиров были делегаты Ассамблеи ООН по окружающей среде, известный итальянский археолог Себастьяно Тузо, семья депутата словацкого парламента Антона Грнко. Погибли и трое граждан России — сотрудники «Сбербанка» Екатерина и Александр Поляковы, а также инструктор по парашютному спорту Сергей Вяликов.

У обеих катастроф был очень похожий сценарий: и там, и там были отмечены скачки высоты полета, в обоих случаях экипажи просили о возвращении в аэропорт вылета.

В ноябре 2018 года, то есть после первой катастрофы, агентство Bloomberg со ссылкой на источник сообщил, что корпорация Boeing намерена направить операторам-эксплуатантам Boeing 737 MAX предупреждение, в котором говорится: ошибочные данные в системе контроля за полетами на самолетах модификации MAX могут привести к крутому пикированию.

«Ахиллесова пята» лайнеров MAX

Boeing 737 MAX — четвёртое поколение самолётов Boeing 737, созданное компанией Boeing для замены семейства Boeing 737 Next Generation. Основным изменением стало использование более мощных и крупных двигателей CFM International LEAP-1B. Некоторым изменениям подвергся и планер. Первый 737 MAX поставлен заказчику в мае 2017 года.

Модификация MAX уже успела стать самой продаваемой в истории корпорации Boeing. К началу 2019 года число заказов на лайнеры перевалило за 4500. Однако после двух катастроф подряд авиакомпании мира приостановили эксплуатацию лайнеров этого типа и стали отказываться от приобретения данных самолетов.

«Ахиллесовой пятой» Boeing 737 MAX оказалась MCAS — сиcтема улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки.

Призванная облегчить управление самолетом, она имеет нюансы, связанные с сенсором угла атаки (Angle Of Attack — AOA). Этот датчик определяет, насколько сильно задран вверх нос самолета. Это нужно для того, чтобы не допустить выхода лайнера на критические углы атаки, что приводит к нехватке мощности двигателей и последующему срыву в пике. В директиве Федерального агентства гражданской авиации США (FAA), выпущенной на основании исследований Boeing после первой катастрофы, говорится: «Если автопилот получает от датчика завышенные данные об угле атаки, высока вероятность, что компьютер начнёт подавать горизонтальному стабилизатору сигналы на переход в пикирование. Экипажу становится сложнее управлять бортом. Ситуация может привести к большой потере высоты».

Неисправный датчик может заставить системы самолета опускать нос в условиях, когда никакой угрозы нет, в итоге направляя лайнер в пике. Летчики, пытаясь остановить опасный маневр, вступают в борьбу с техникой — этим и объясняется нестабильность вертикальной скорости.

Аналогичной системы не существовало на самолетах предыдущего поколения Boeing 737 Next Generation. При этом корпорация сочла, что изменения не настолько принципиальны, чтобы проводить специальное переобучение пилотов с упором на разъяснение этих нюансов.

Ошибочность такого решения стала понятна после второй катастрофы нового самолета.

«Самолет спроектирован клоунами, которыми руководят обезьяны»

В январе 2020 года представители Boeing опубликовали более 100 страниц внутренней переписки, посвященной разработке самолетов поколения MAX. Данные документы также были направлены в Конгресс США, обе палаты которого проводят расследование причин двух авиакатастроф.

В Boeing заранее принесли извинения за содержание переписки, признав, что она содержит «провокационные и неприемлемые замечания».

«Вы бы посадили свою семью на самолет, который пилотирует летчик, прошедший обучение на симуляторе MAX? Я бы не стал», — пишет один из сотрудников Boeing.

«Нет», — соглашается с ним коллега.

В 2017 году, когда поставки самолетов поколения MAX заказчикам уже начались, один из специалистов компании написал: «Этот самолет спроектирован клоунами, которыми, в свою очередь, руководят обезьяны».

Но, как выясняется, и это еще не все. Агентство Bloomberg, представителям которого удалось ознакомиться с полным вариантом внутренней переписки, предоставленной Boeing Комитету по транспорту и инфраструктуре Палаты представителей Конгресса США, авиакорпорация имела возможность обеспечить более тщательную подготовку пилотов авиакомпании Lion Air.

«Этому гребаному Lion Air может понадобиться симулятор»

В 2017 году авиакомпания Lion Air обращалась к Boeing с вопросом о дополнительной подготовке пилотов для полетов на Boeing 737 MAX. Представители корпорации во внутренней переписке утверждали, что идти навстречу индонезийцам нельзя, поскольку это снизит коммерческую привлекательность самолетов нового поколения. Ведь изначально производитель заявлял, что экипаж, имеющий опыт полетов на самолетах Boeing 737 предыдущего поколения, готов к полетам на MAX после краткого курса.

«Теперь этому гребаному Lion Air может понадобиться симулятор для того, чтобы летать на MAX. Может, они тупые? А я теперь должен думать, как все это разрулить! Идиоты», — так писал летом 2017 году о просьбах индонезийцев один из специалистов Boeing.

«А какого хрена?! Их партнер уже летает на нем!» — приводит Bloomberg ответ его коллеги.

В конечном итоге Boeing убедил руководство Lion Air в отсутствии необходимости дополнительного обучения. А дальше была катастрофа.

Следствием двух подряд катастроф самолетов поколения MAX стала потеря Boeing лидерства в мировом авиастроении. По итогам 2019 года первое место занял Airbus, поставивший клиентам 863 самолета.

Boeing отчитался о поставках заказчикам 380 коммерческих самолетов в 2019 году. Аналогичный показатель в 2018 году составлял 806 самолетов. Таким образом, произошло падение на 53 процента. Особенно удручают показатели четвертого квартала — всего 79 самолетов.

Нынешняя публикация внутренней переписки грозит Boeing окончательной потерей репутации.

В декабре 2019 года в отставку был отправлен генеральный директор и член совета директоров Boeing Деннис Меленберг. Ему не стали выплачивать компенсацию за досрочное прекращение трудового контракта, однако, в соответствии с условиями соглашения, он получил пакеты акций и пенсионные начисления на сумму 62,2 млн долларов.

Новому гендиректору Дэвиду Кэлхуну, приступившему к своим обязанностям с 13 января 2020 года, предстоит приложить немало усилий, чтобы выправить нынешнюю ситуацию.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах