Запрет ради сохранения
Эту крохотную рыбку семейства корюшковых россияне полюбили ещё во времена СССР за приятный вкус, небольшую цену и лёгкое приготовление. Но настал момент, когда нужно было приостановить её вылов в Баренцевом море, потому что запасы там порядком поистощились.
Баренцево море омывает берега России и Норвегии, поэтому мойва, пикша, морской окунь и палтус, которые обитают в его водах, дают совместный запас сразу для двух стран. Так как рыба общая, то и исследования учёные проводят совместные. Научные суда отправляются в северные воды, чтобы вычислить биомассу рыбы с помощью звуковых раздражителей.
Исходя из результатов, они делают прогнозы и регулируют вылов. Промысел разрешают, если к весне биомасса превысит 200 тыс. тонн. Определяют объёмы допустимого улова и делят их, выдавая квоты: 60% выделяют Норвегии, а 40% отдают России. Соседям достаётся больше из-за того, что у них промысловых скоплений рыбы поболе.
Итак, в 2019 году смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству ввела мораторий на ловлю мойвы в Баренцевом море. Кстати, это основная пища для трески — таким образом, мораторий сохранил не только мойву, но и треску.
Он действительно поправил ситуацию. И в прошлом году наши рыбаки получили квоту на вылов мойвы. А в феврале в Мурманский порт зашёл первый траулер почти с двумя тоннами рыбы на борту. Чтобы обслуживать суда, которые возвращаются с промысла, порт открыл новые вакансии — так, на работу дополнительно пригласили докеров-механизаторов.
Новая история
Сегодня Мурманский рыбный порт — один из крупнейших по перевалке и хранению рыбопродукции в России, а его инфраструктура постоянно совершенствуется. Непростые времена, которые ему пришлось пережить вместе со всей рыбной отраслью, — уже в прошлом.
В 1990-е суда заходили сюда всё реже, оборудование простаивало, а сотрудникам задерживали зарплаты. В 2000-х порт выставили на продажу, но покупатель нашёлся только через 15 лет. Им стала компания «Купец». С новым собственником предприятие получило вторую жизнь: появились современные портальные краны, другая необходимая техника, преобразились производственные помещения — в них сделали ремонт, заменили окна. В развитие вложили около 2 млрд руб.
В прошлом году общий грузооборот составил 326,4 тыс. тонн — это на 23,4% больше результатов 2021-го. Годовые показатели перевалки рыбопродукции тоже увеличились — на 5,7%. По мнению генерального директора Мурманского морского рыбного порта Эдуарда Малашенкова, это достигнуто во многом благодаря слаженной работе команды порта, которая ведётся в разных направлениях: «Мойвенная путина, активная работа по перевалке рыбных кормов, освоение новых видов деятельности, в числе которых рефконтейнеры и не только».
«Каждый из нас всецело отдаётся любимому делу и вносит свой вклад в общий результат», — сказал он.
На работу приглашают всех желающих: как людей с большим опытом, так и тех, кто раньше нигде не работал и специально не учился. Такие начинают с учебного центра, созданного в порту, — слушают лекции наставников, участвуют в практических занятиях. Аудитории оборудованы машинами и приборами, чтобы будущие сотрудники отрабатывали необходимые навыки в безопасной обстановке.
Как выглядит завтра
В прошлом году порт стал участником нацпроекта «Производительность труда». Это позволило провести оценку производства, выявить проблемы, найти способы их решения и разработать стратегию развития. Теперь предприятие внедряет технологии, исключающие или корректирующие лишние этапы работы. Они сохраняют больше денег внутри компании, не допуская при этом сокращения персонала.
Кроме того, будет расширяться сотрудничество с компаниями из Белоруссии, а в 2022 году порт принял 6,2 тыс. тонн белорусских кормов для рыб. Планируется развивать перевалку не только рыбопродукции, но и изделий из металла, а также минеральных удобрений.
Работа в порту сейчас кипит. Помимо привычной за последние годы перевалки, он встречает суда с мойвой. Национальная квота России, определённая в декабре прошлого года, составила 24,6 тыс. тонн (общий лимит добычи — 62 тыс. тонн). Первое судно уже разгружено, и сотрудники порта готовы принимать и обслуживать другие рыболовецкие суда.