Примерное время чтения: 4 минуты
1113

Модернизация мобильной сети. Насколько VoLTE улучшает качество связи

Эксперты назвали количество регионов, где уже работает технология VoLTE, и изучили качественные характеристики услуги в режиме коммерческой эксплуатации. По состоянию на начало июня VoLTE (хотя бы у одной из сетей федеральной «четверки») запущена в 82 из 85 субъектов РФ. По числу регионов лидирует МегаФон, который подключил VoLTE как раз во всех 82 регионах.

Согласно данным, полученным инструментальным путем, качество вызова при использовании VoLTE оценивается на 20% выше. Кроме того, с включенным режимом VoLTE абонент дозванивается до собеседника на 1,8 секунды быстрее, а двусторонняя задержка сокращается на 45 миллисекунд (мс).

Сравнение разных технологий

Специалисты сравнили качество передачи голоса по технологии VoLTE (Voice over LTE) с CS/CSFB, когда сотовый аппарат для звонка переключается в сеть 2G/3G, в девяти крупных российских городах, где VoLTE уже внедрена и массово применяется.

VoLTE — это продолжение развития сетей четвертого поколения; технология позволяет получить в три раза большую голосовую емкость по сравнению с сетями 3G. Очевидно, что измерение параметров приведет к предсказуемому результату, то есть покажет преимущество данного стандарта. Однако на момент запуска VoLTE в тесты в 2017-2020 годах часть абонентов вообще отключала эту опцию в настройках сети из-за того, что при разговоре появлялись помехи и обрывы.

Дело в том, что сети LTE не были предназначены для передачи голоса — для осуществления вызова для них разработали так называемый Circuit Switched Fallback (CSFB), переводивший телефон в сеть 2G и 3G (соответственно, от операторов требовалось поддерживать работу стандартов GSM и UMTS). Появление VoLTE должно было упростить операторам обслуживание сети, а абонентам — обеспечить улучшение качества голосовых соединение на 10-15% и ускорение дозвона как минимум на 1 сек.

Как следует из проведенных экспертами замеров, по ключевым параметрам разница в качестве между VoLTE и CSFB еще заметнее. При восприятии речи на слух VoLTE стабильно получает более 4 баллов из 5 возможных (максимальная оценка в сети МегаФон — 4,31 из 5), в то время как в CSFB операторы набирают в пределах 3,8 (максимум тоже у МегаФона — 3,81).

Как проводилось исследование

Измерения прошли в середине июня в десяти городах, каждый из которых является региональным центром: Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Саратове, Самаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Москве, Туле, Волгограде. Использовались телефоны с поддержкой VoLTE с SIM-картами федеральной «четверки».

Под качеством услуги телефонной связи эксперты понимают возможность быстро и успешно дозвониться до собеседника, слышать разборчивую речь без искажений и самостоятельно завершить телефонный разговор (без обрыва). Оценку качества проводят как через количественные измерения, позволяющие получить информацию о технических и потребительских свойствах услуги (основные количественные параметры, фигурирующие в исследовании, — время дозвона и время двусторонней задержки вызова), так и через субъективные тесты.

Последние в исследовании описываются алгоритмом POLQA, и здесь оценка качества речи (удовлетворенность абонента) отображается согласно пятибалльной шкале [MOS] — от 1 балла («плохо») до 5 («отлично»).

Таким образом, и в VoLTE, и в CSFB качество голоса рассчитывается по трем ключевым параметрам: время дозвона, время двусторонней задержки, качество (POLQA).

Полученные результаты

Полученные оценки довольно существенно отличаются от оператора к оператору и от региона к региону. Средняя оценка качества наиболее высока у МегаФона — 4,31. Максимальная оценка по качеству (POLQA) принадлежит компании в Казани — 4,45.

Двусторонняя задержка, как и время дозвона, должна стремиться к минимальным значениям. Среднее значение двусторонней задержки вызова в VoLTE — 530 мс (против 575 мс в CSFB). По этому параметру по всем городам оказался лучше МегаФон — 498 мс. Лучший показатель у компании в Волгограде — 356 мс.

Как рассказали в МегаФоне, компания всегда предлагает абонентам качественные сервисы, поэтому уделяет большое внимание не только строительству новой инфраструктуры, но и модернизации имеющейся. «Так, в прошлом году мы запустили первую федеральную сеть VoLTE в 82 регионах страны, а в начале этого года первыми запустили технологию для наших абонентов, находящихся в международном роуминге. Мы видим, что количество наших абонентов, использующих VoLTE, активно растет: меньше чем за год оно увеличилось на 54%. На сегодняшний день голосовой трафик в LTE составляет уже около 40% от потребления трафика в классических типах связи. В будущем этот показатель превысит половину от всего трафика, как, например, в Москве, где на долю этой технологии приходится почти 60%», — подчеркнул Алексей Титов, технический директор мобильного оператора.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах