87

Магнит инвесторов. 90% контрактов «Роснефти» на ПМЭФ касается «Восток Ойл»

/ Евгений Биятов / РИА Новости

Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть в рамках XXIV Петербургского международного экономического форума заключила 73 соглашения с партнерами на общую сумму 616,5 млрд рублей. Из них более 50 контрактов относится к реализации стратегического проекта «Восток Ойл» — на общую сумму 558,8 млрд рублей, что составляет 90% от общей суммы подписанных компанией соглашений.

90% подписанных соглашений касается «Восток Ойл»

Компания «Роснефть» стала хедлайнером Петербургского форума. Это подтверждает такой момент, как заключение большого количества контрактов, касающихся проекта «Восток Ойл».

Подписание этих соглашений и, как следствие, реализация проекта на севере Красноярского края даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение и будет иметь значительный мультипликативный эффект. Компания подписала документы на проведение работ по строительству первоочередных объектов проекта, а также на энергообеспечение, авиаобеспечение, оказание сервисных услуг, поставки спецтехники, трубной продукции, оборудования и материалов.В компании уже приступили к возведению нефтеналивного терминала «Порт Бухта Север». С «Объединенной энергетической компанией» был заключен договор на строительство гидротехнических сооружений, подписан контракт с АО «ЛенморНИИпроект» на проектно-изыскательские работы. Представители компании подписали контракт с «Трубная металлургическая компания», касающийся интегральной поставки трубной продукции, металлоконструкциях, резервуарного парка и вспомогательных элементов.

По подписанному договору с компанией «Интер РАО — Инжиниринг» будут выполнены работы для строительства объектов первой очереди энергообеспечения проекта. Это газотурбинная электростанция «Иркинская» (867 МВт), воздушная линия электропередачи (110 кВ), энергообъекты головной нефтеперекачивающей станции «Пайяха», электростанция в «Бухте Север» (214 МВт).

С компанией «Норильский никель» на форуме подписан контракт о развитии комплексного логистического обслуживания «Восток Ойл». «Роснефть» также договорилась с партнерами о техобслуживании собственного парка воздушных судов, участвующих в проекте. По договору предполагается развитие на территории РФ сервисного центра.

С «Объединенной машиностроительной группой» подписан контракт о транспортном обеспечении дорожно-строительной и спецтехникой. С ООО «Содексо Евроазия» заключен контракт на услуги по организации общественного питания и проживания, а также по комплексному обслуживанию социально-бытовых объектов на месторождениях Ванкорского кластера.

Уникально низкое содержание серы

На данный момент проект «Восток Ойл» является одним из самых перспективных в мире. Его преимущества уже не раз были отмечены российскими и иностранными инвестбанкирами. Проект сыграл значительную роль в переоценке стоимости «Роснефти». А специалисты компании Goldman Sachs уже окрестили его «магнитом для инвесторов».

Создана уникальная устойчивая экономическая модель проекта, что сделало «Восток Ойл» привлекательным для вхождения крупных международных компаний-инвесторов. Получены заключения ведущих международных экспертов, подтверждающие ресурсную базу, технологии разработки и экономику проекта.

У «Восток Ойл» имеется колоссальная ресурсная база — 6,2 млрд т.н.э. По качественным характеристикам нефть с месторождений проекта превосходит сорт Brent, она легкая (40% API) и малосернистая (содержание серы <0,05%). Это позволяет рассчитывать, что нефть «Восток Ойл» в будущем будет продаваться с премией к Brent, что немаловажно для экономики проекта. Направления экспорта станут европейские и азиатские рынки через Северный морской путь, спрос будет обеспечен дальнейшим ростом азиатских экономик, которые будут диверсифицировать энергетические потребности.

В своем докладе на энергопанели «Трансформация мировой энергетики» глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что нефть с месторождений «Восток Ойл» отличается уникально низким содержанием серы в 0,01-0,04%, что сопоставимо с требованием стандарта Евро-3 к дизельному топливу. Она сможет существенно разгрузить отдельные установки на НПЗ или вообще исключить потребность в них, тем самым значительно снизив парниковые выбросы.

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов считает, что по масштабам этот проект можно сравнить с советским освоением Самотлора, самого крупного нефтяного месторождения России. «Тот проект, по сути, изменил лицо советского ТЭКа на многие годы вперед. Если в 1965 году Западная Сибирь давала один миллион тонн добычи, то уже через десять лет — 148 млн тонн, что позволило СССР стать одним из лидеров международного рынка углеводородов. По плану „Роснефти“, добыча на проекте достигнет 100 млн тонн к 2030 году», — отметил он.

С учетом ограниченного предложения качественных энергетических проектов такого масштаба на мировом рынке, интерес к участию в проекте может быть у многих инвесторов. В конце декабря 10% акций «Восток Ойл» было продано ведущему международному трейдеру Trafigura примерно за 8 млрд долларов. С учетом этой сделки, общую стоимость проекта можно оценить минимум в 80 млрд долларов.

«Как Игорь Иванович точно отметил в своем выступлении, инвестиции в нефтедобычу упали до такого уровня, что существующие запасы, не только не заменяются, но и истощаются, — заявил на энергопанели „Трансформация мировой энергетики“ главный исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр. — На таком фоне инвестиции Роснефти в „Восток Ойл“ — самый крупный материковый проект добычи нефти и газа, особо значимы и мы, в компании Trafigura, гордимся и считаем за честь участвовать в нем». «Восток Ойл» уже производит высококачественную нефть с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом, которая будет пользоваться спросом еще долгие годы. Роснефть планирует сократить углеродный след и это безусловно будет гарантировать спрос на продукцию «Восток Ойл»«, — подчеркнул руководитель Trafigura.

Снижение углеродного следа

Предусмотрена полная утилизация попутного нефтяного газа, что обеспечит проекту «углеродный след» на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире. «Восток Ойл» на этапе проектирования учитывает использование передовых технологий для охраны окружающей среды — от этапа бурения скважин до специализированного исполнения нефтепроводов и танкеров, которыми будет экспортироваться нефть. «Тем самым, есть все основания говорить о производстве в рамках данного проекта „зеленых баррелей“ нефти», — сказал Игорь Сечин.

«Восток Ойл» является проектом с низким углеродным следом, составляющим 25% от традиционных показателей, характерных для новых крупных нефтяных проектов.

Необходимо отметить, что север Красноярского края уникален с точки зрения перспектив использования ветрогенерации. По сути, это — один из немногих российских регионов, где ветровые нагрузки большую часть года будут достаточны для её применения. Наряду с использованием оборудования традиционной газовой энергетики это позволяет эффективно решить проблему надежности и экологичности энергоснабжения и обеспечить проекту беспрецедентно низкую интенсивность выбросов диоксида углерода на уровне 12 кг на баррель добываемой нефти при среднемировом показателе для новых проектов в мире, по данным Wood Mackenzie, на уровне 50 кг.

Бывший глава МИД Австрии Карин Кнайсль, вошедшая недавно в состав совета директоров «Роснефти» и уже 25 лет являющаяся экспертом нефтяной отрасли, считает, что проект «Восток Ойл» «может стать историческим». «Для такого масштабного проекта продуман комплекс возобновляемых источников энергии, в том числе ветряные электростанции. Это говорит о том, что, если есть любая техническая возможность снизить углеродный след — она реализуется», — отметила Кнайсль.

Она считает, что «Восток Ойл» — это комбинация возобновляемых источников энергии и традиционной энергетики, это очень амбициозные цели для нефтяной отрасли и при этом низкий углеродный след. «Устойчивость — не просто как лозунг, а устойчивость на каждом этапе работы. Разработка новых месторождений, а также очень интересный срез опций для потребителей. Потому что одно дело просто добывать нефть, а совсем другое — выводить ее на рынок. У проекта колоссальные логистические преимущества», — подчеркивает эксперт.

Большие заказы для промышленности

«Восток Ойл» предусматривает создание тысяч дополнительных рабочих мест и строительство комплексной инфраструктуры, которая затрагивает буквально все сферы жизнедеятельности региона. В рамках проекта планируется построить объекты электрогенерации мощностью около 3,5 ГВт, три аэродрома, два морских терминала, 15 промысловых городков, нефтеналивной терминал мощностью 100 млн тонн.

Уже начались работы по подготовке пунктов разгрузки с реки Енисей, базы хранения МТР, вахтовых жилых городков. Разворачивается строительство трубопроводной системы, на Таймыр уже прибыли первые группы подрядных организаций для строительства порта. В целом на проект завезено уже порядка 200 тысяч тонн грузов.

Благодаря реализации «Восток Ойла» и строительству всей инфраструктуры оживут удаленные северные населенные пункты, появится транспортная доступность у людей, к ним придет высокоскоростной интернет.

Все запланированные инвестиции — это огромные заказы для российской промышленности. Так, в рамках ПМЭФ «Роснефть» заключила с российскими поставщиками и подрядчиками более 50 соглашений на сумму свыше 558 млрд рублей по реализации проекта «Восток Ойл».

Это проект, который, без преувеличения, вдохнет в регион новую жизнь, даст колоссальный импульс развитию экономики страны — до 2% повышения годового ВВП.

По словам директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, Владимир Путин особое внимание уделяет вопросам развития регионов. И в этом контексте работа Петербургского экономического форума и заключенные в рамках него контракты являются важным подспорьем этой работы. А также индикатором того, кто из компаний, в каких масштабах и как работает над реализацией этой стратегической задачи.

«Здесь можно выделить „Роснефть“ с ее проектом „Восток Ойл“. Компания заключила на ПМЭФ более 50 соглашений для реализации данного проекта почти на 560 млрд рублей. И данные инвестиции видятся трансформационными для этого огромного, однако не освоенного региона. Среди подписанных документов — соглашения по строительству самого крупного порта на Северном морском пути, электрогенерации, организации воздушного и транспортного обеспечения, поставки труб и металлопродукции, логистики, заботы об окружающей среде и многое другое», — считает он.

По словам эксперта, «Роснефть» ведёт свою деятельность почти во всех регионах страны и обеспечивает работой более 350 тысяч человек. А реализация проекта «Восток Ойл» создаст колоссальное количество рабочих мест. Поэтому расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, которые говорили о том, что синергия по закупкам услуг и товаров при реализации инвестиций будут иметь коэффициент 9,3 на каждый вложенный рубль, являются более чем реальными.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество