Федеральная антимонопольная служба одобрила крупнейшую сделку слияния на российском рынке наружной рекламы между лидером отрасли — группой компаний Russ Outdoor — и вторым по величине оператором сегмента компанией Gallery. При этом в Russ Outdoor взяли на себя обязательство не повышать цены на свои услуги до конца 2023 года, сделка не приведет к установлению доминирующего положения, отметили в ФАС.
Почему ФАС одобрил сделку
ФАС выдало разрешение ООО «Стинн», которое является основным владельцем Russ Outdoor, приобрести холдинг «Медиа-1 Аутдор», в который входит Gallery. Антимонопольная служба установила, что сделка не повлияет на конкуренцию на едином рынке рекламы и не приведет к установлению доминирующего положения «Стинн», сообщается на сайте ведомства.
В ФАС отметили, что сфера наружной рекламы на едином рынке рекламы в 2022 году составила примерно 8%, а все рекламные средства стали взаимозаменяемыми. У рекламодателей есть возможность перераспределять бюджет между рекламными средствами исходя из цен на размещение рекламы на различных носителях.
По данным отраслевого измерителя наружной рекламы — компании AdMetrix (Mediascope), общее количество рекламных конструкций в 50 городах мониторинга составляет 53 871 штук, из которых Russ Outdoor принадлежит 9224 или 17%. Gallery владеет 2672 рекламными конструкциями (5%), так что суммарно их доля на рынке наружной рекламы составит 22%. Таким образом, Russ Outdoor не получит доминирующего положения на рынке наружной рекламы ни в масштабе всей страны, ни в отдельных регионах.
Общее количество рекламных конструкций по всей стране оценивается в 70 тысяч рекламных конструкций. Эта цифра неизменно растет, так как доступ на рынок не ограничен и все места для установки и эксплуатации рекламных конструкций разыгрываются с публичных торгов в форме аукциона или конкурса, проводимых органами исполнительной власти.
Как сделка повлияет на рынок
«Регулятор заверил, что объединение Russ Outdoor и Gallery не повлияет на конкуренцию на рекламном рынке, и мы как крупный покупатель наружной рекламы надеемся, что так и произойдет. А также надеемся, что консолидация усилий и команд двух крупнейших операторов улучшит ситуацию с мониторингом рекламных размещений в регионах», — заявила aif.ru директор телеканала ТНТ, заместитель генерального директора «Газпром-медиа» Тина Канделаки.
По мнению CEO компании «Мастер ЭД» Анатолия Купреева, сделка между Russ Outdoor и Gallery может вызывать негативные эмоции у других игроков рынка, но возразить против нее по существу им нечего, поскольку компания заслужила свое положение многолетним трудом.
«Ситуация рыночная, доля Russ Outdoor вырастет, но бояться тут абсолютно нечего, поскольку задирать цены на рекламу никто не будет. Прежде всего потому, что в Russ Outdoor любые шаги совершают осмысленно, эта компания всю свою жизнь инвестировала в собственное развитие, в результате чего рынок наружной рекламы в нашей стране стал привлекательным, прозрачным и эффективным для рекламодателей. Беспокойство в отрасли понятно: когда на поле есть умелый игрок, остальным сложнее», — объяснил эксперт.
Другие участники рынка испытывают подспудную зависть к продвижению Russ Outdoor, однако это не может служить законным основанием отказаться от сделки, считает заместитель руководителя Главного управления по информационной политике Московской области Александр Менчук. «Я в наружной рекламе уже 30 лет, и для меня Russ Outdoor всегда был лидером среди конкурентов. То, что сейчас произошло — закономерный результат работы компании. Недовольные очень хотели бы оказаться на его месте. Параметры сделки соответствуют закону. Важно и то, что компания взяла на себя важные обязательства по сдерживанию цен», — подчеркнул Александр Менчук.
Какие обязательства взял на себя покупатель
В Russ Outdoor взяли на себя добровольные обязательства не повышать цены на рекламные услуги до конца 2023 года. В ФАС проконтролируют выполнение этих ограничений. Дополнительно в течение квартала после совершения сделки компания обязуется разработать и опубликовать информацию о своих подходах к ценообразованию.
За последние несколько лет компания Russ Outdoor приняла участие в реализации целого ряда социально-значимых проектов, обеспечив за свой счет поддержку государственных информационных кампаний по вопросам вакцинации от коронавирусной инфекции, проведения общероссийского голосования по внесению изменений в Конституцию РФ, празднования Дня Победы и другие.
Также компания за собственные средства второй проводит информационную кампанию «Герои России», размещая по всей стране фотографии российских военнослужащих, проявивших героизм в зоне спецоперации. Общее количество поверхностей, которые были за последние годы безвозмездно предоставлены компанией под информационное сопровождение социально значимых государственных проектов, составило более 140 тысяч на общую сумму более 7 миллиардов рублей.