Примерное время чтения: 4 минуты
170

Инструмент развития. Как промышленный туризм помогает бизнесу и городам

В 30-е годы прошлого века акционерное экскурсионное общество «Советский турист» распространяло среди работников заводов и фабрик листовки с маршрутами производственных экскурсий по металлургическим, добывающим и, химическим предприятиям. Тогда это делалось только для обмена опытом. Спустя почти 100 лет Россию накрывает волна промышленного туризма: число людей, которые своими глазами хотят увидеть, как закаляют сталь, собирают автомобили, делают сыр или производят косметику, стремительно растёт, а счёт компаний, открывающих свои двери для туристов, идёт на сотни. Сейчас промтуризм называют механизмом развития не только бизнеса, но городов, прежде всего, промышленных.

Сначала было предложение

Организованный индустриальный туризм сегодняшнего дня в большой степени — заслуга самих предприятий. Еще 10 лет назад словосочетание промтуризм можно было услышать, как говорится, в очень узких кругах любителей нестандартного время препровождения, а перспективы роста этого сегмента никто не обсуждал. К этому моменту зарубежом такая практика для промышленных компаний была обычным делом. То есть, было у кого черпать вдохновение. 

Фото: ММК

Постепенно компании, выпускающие продукты питания и напитки, металлургические комбинаты, автозаводы, такие как «Абрау Дюрсо», Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Автоваз начали запускать соответствующие компетенции. Спустя какое-то время к делу подключились власти. Агентство стратегических инициатив (АСИ) в сотрудничестве с Минпромторгом России уже несколько лет реализует Инициативу по продвижению кадрового и технологического потенциала «Открытая промышленность». Речь идёт о внедрении лучших практик и стандартов, обмене опытом, обучении, разработке индустриальных маршрутов, проведении поддерживающих акций и фестивалей. 

Общие усилия в итоге подкрепились спросом. Это неудивительно на фоне усложнившейся логистики поездок за впечатлениями в дальнее зарубежье. Опять же взлетели цены на привычные россиянам пляжные курорты.

И теперь цифры говорят сами за себя. Согласно данным АСИ, по итогам этого года число промышленных туристов в стране превысит 2 млн человек. В 2023 году их было 1,4 млн, а в 2022 — 800 тыс. Число охваченных отраслей выросло кратно.

По разным оценкам, промышленные туры сейчас предлагают до 500 заводов, комбинатов, фабрик и производств, многие — из категории средних и малых. А если говорить о небольших экскурсиях и профориентационных мероприятиях для студентов, школьников и местных жителей, то цифра увеличится до 1000. Региональные власти откликнулись не менее активно — более 70 субъектов РФ так или иначе поддерживают промтуризм, в десятках уже есть соответствующие программы развития. 

В целом ряде регионов работают региональныее Центры компетенций. Первые из них появились на Урале, где исторически сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия страны, тот же ММК. Магнитогорский комбинат — и первопроходцем, и флагман организованного промышленного туризма в России. Развивать это направлениее здесь начали в 2016 году и уже через пару лет предприятие стало победителем Всероссийской туристской премии «Маршрут года» с детским туром «У папы на работе». С тех пор работу ММК в этом направлении регулярно высоко оценивают на разных уровнях. Недавно компания взяла Гран-при всё той же престижной премии за ллучший промышленный тур, а также была отмечена за экскурсии для людей с особенностями здоровья.

Фото: ММК

Больше чем экскурсии 

Для ММК, как и для многих других компаний, промтуризм сейчас приобретает всё большее значение. Во главу угла не ставится получение прибыли. Для крупных предприятий индустриальный туризм — это популяризация собственного бренда, повышение лояльности клиентов, партнеров и местного населения, популяризация собственного бренда и, безусловно, возможность привлекать кадры — молодых (через профоориентацию) и уже опытных специалистов. 

В целом, индустриальный туризм всё чаще рассматривается как механизм социально-экономического развития, превращаясь в элемент продвижения городов и регионов в качестве объекта внутреннего туризма. Роль бизнеса здесь снова велика. Например, в Магнитогорске и его окрестностях силами ММК создана масштабная всесезонная туристская инфраструктура, в том числе два горнолыжных центра, базы отдыха, санатории, детские оздоровительные лагеря. А непосредственно в городе основной акционер Группы ММК уже несколько лет финансирует создание всесезонного городского курорта «Притяжение» общей площадью 400 гектаров. Его посетителями уже стали около 3 млн человек, среди которых, конечно, есть и промышленные туристы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах