Начиная с 2020 года жизнь изменилась. COVID-19 продемонстрировал свою власть, погрузив людей в волну ограничений. Этот вызов сильно затронул экономику, задев многие сферы. Люди скорректировали свой образ жизни, выработав новые поведенческие паттерны. Бизнес обновил способы оказания услуг, подстроившись под запросы текущего времени.
На этом фоне изменились и потребительские предпочтения.
Один из заметных трендов последнего времени — желание жить в загородном доме. Данные опроса ВЦИОМ, проведенного летом 2021 года, показали, что за год в России число семей, которые хотели бы жить в частном доме, выросло на 1,7 млн и достигло 45,4 млн, что составляет 73% всех домохозяйств. Это вдвое больше, чем на сегодняшний день. Всего в частных домах сейчас проживают 21,6 млн семей.
Из мегаполиса — на загородный участок
В августе 2021 года ВЦИОМ по заказу бренда садово-парковой техники CAIMAN провел социологический опрос, посвященный проведению времени на загородных участках и потребительским предпочтениям при приобретении садовой техники.
Данные опроса показали, что у 57% опрошенных россиян или членов их семей есть земельный участок, в том числе загородный дом, коттедж или дача. Среди данной группы респондентов 26% стали проводить там больше времени начиная с 2020 года. Чаще всего об этом говорили люди в возрасте от 35 лет. Наибольший интерес к проведению времени на участках был проявлен жителями Москвы и Санкт-Петербурга: 37% (против 27-29% таких же ответов у жителей других городов).
Большинство респондентов, у которых в семье есть земельный участок (73%), имеют ту или иную садовую технику. Значительная доля опрошенных (27%) совершила последнюю покупку оборудования в период пандемии, а 43% покупали технику в последний раз еще до пандемии (16% — более пяти лет назад, 8% — три-пять лет назад, 10% — два-три года назад, а 9% — полтора-два года назад). При этом планируют купить ту или иную технику для работ на участке 16% тех, у кого в семье есть земельный участок. Чаще о покупках в период пандемии говорили респонденты в возрасте 35-59 лет, работающие, имеющие хорошее материальное положение, а также жители двух крупнейших мегаполисов: Москвы и Санкт-Петербурга.
У 73% респондентов, семьи которых владеют участком, имеется специальная бензиновая, электрическая или аккумуляторная техника. Наиболее типичные виды садового оборудования — коса или триммер для скашивания травы (их имеют 55%), пила (39%), культиватор/мотоблок и газонокосилка. Интересно, что культиваторы и мотоблоки разделяют третье место с газонокосилками (по 26%).
Если в среднем косы/триммеры для скашивания травы и пилы имеют 55% и 39% россиян, имеющих участок, то среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга эти доли составляют 60% и 46%. При этом 44% из них имеют газонокосилки, тогда как в остальных городах и селах таких респондентов порядка 22%-24%. Жители обеих столиц реже владеют культиваторами и мотоблоками (13%), тогда как в остальных городах их владельцев 25%, а в селах — 33%.
Качественная техника — в приоритете
Владельцы земельных участков, купившие или планирующие приобрести садовую технику, назвали главные критерии при ее выборе: 49% отдают приоритет качеству материалов и сборки, 41% обращает внимание на стоимость, 28% — на удобство использования, для каждого пятого важны страна производства и гарантийный срок службы.
Среди тех, у кого в семье есть участок, 45% убеждены, что качественная садовая техника всегда стоит дороже, 44% полагают, что качественную технику можно найти по любой цене. При этом 57% предпочтут более качественную технику, даже если ее цена будет выше.
К сожалению, в последнее время мы видим на полках большое количество недолговечного оборудования, от которого уже накопилась усталость. Но ситуация меняется.
Показатели продаж профессиональной техники премиум-класса CAIMAN розничному покупателю без учета оптовых отгрузок выросли в единицах на 86% за 2020 год и на 39% за неполный 2021 год (на 31.08). Продажи бензиновых газонокосилок CAIMAN увеличились более чем на 50% (2020) и 46% (2021), бензиновых газонокосильных машин — в два раза год к году. Большой интерес был проявлен к роботам-газонокосилкам, продажи которых в 2020 году превысили на 100% показатели 2019 года, а затем увеличились еще на 30% за неполный 2021 год. Продажи снегоуборочной техники CAIMAN в 2021 году (до 31 августа) выросли более чем в три раза относительно всего 2020 года, категория садовых тракторов прибавила более 150%.
«В последнее время мы видим, что люди меняют свои предпочтения. Среди потребителей садовой техники постепенно формируется устойчивая группа, которая подходит к выбору более осмысленно и отдает предпочтение профессиональному и качественному оборудованию. Это необязательно высокообеспеченные люди. Я бы охарактеризовал наших клиентов как практичных, нацеленных на долгий срок службы техники, а также с большим вниманием относящихся к своему благополучию и здоровью. Это люди, которые интересуются экологичными технологиями, инновациями и инвестируют в будущее. Среди них довольно много молодых покупателей», — считает Александр Маркин, основатель и владелец бренда CAIMAN.
По его словам, все это стимулирует компанию быть максимально представленной в интернете, развивать все возможные средства онлайн-консультаций. Еще недавно никто и подумать не мог, что можно купить культиватор, снегоуборочную машину или садовый трактор дистанционно, не приезжая в магазин. Сегодня это обычная практика.
«Клиенты, помимо качественного продукта, ожидают от нас сильной сервисной поддержки, удобства в коммуникациях, внимательности и профессионализма. Нашему бизнесу пришлось немало сделать, чтобы соответствовать таким запросам. Например, для удобства мы привозим клиенту технику в собранном виде непосредственно на его садовый участок, настраиваем и помогаем начать работу. Наши специалисты готовы оперативно приехать на место и решить техническую проблему, хотя должен сказать, что процент обращений по гарантии у нас крайне низкий.
Значение слова „качество“ мы понимаем намного шире, чем просто „хорошее оборудование“. Качество — это комплекс составляющих: отлаженная поддержка и сервис, развитые финансовые инструменты, в которых не только кредитные предложения, но и рассрочки платежей, обслуживание по всей стране, быстрая доставка запчастей, продолжительный срок службы техники, квалифицированные сотрудники. Благодаря всему этому достигается низкая стоимость владения оборудованием. При выборе техники нужно учитывать этот фактор и обращать внимание на то, во что обойдется владение ею в течение многих лет службы», — рассказал Маркин.
Переход к рациональному потреблению
Данные исследований международной компании Euromonitor International отмечают, что в последние годы во всем мире существенно меняется потребительское поведение. Отчасти это продиктовано пандемией. В принятии решений о покупке на первый план выходит удобство, а приоритет отдается цифровым возможностям: потребители выбирают прозрачный, комфортный, быстрый способ получения информации и приобретения товара.
Угроза здоровью и ограничение физических контактов с одной стороны и расширение возможностей для удаленной работы с другой привели людей к желанию проводить как можно больше времени на открытом воздухе. Некоторые потребители всерьез рассматривают возможность переезда из густонаселенных городов в сельские районы. Видеоконференции, интеллектуальные устройства и технологии формируют новые привычки в работе и обучении, занятиях спортом, общении и покупках. Люди все больше сосредотачиваются на инвестировании в долгосрочные продукты и навыки, которые помогут в будущем чувствовать себя более устойчиво. Финансовая нестабильность заставляет переходить к более рациональному потреблению, откладывать на время приобретение крупных и избегать непреднамеренных покупок, а осознанный режим экономии и бережливости все больше склоняет покупателей к тому, чтобы выбирать продукцию торговых марок, оптимально соответствующих соотношению цены и качества.
«В нашем бизнесе хорошо прослеживаются новые тенденции и изменение потребностей людей в сторону гармоничной и комфортной жизни на земле. Поэтому мы делаем все, чтобы бренд CAIMAN максимально учитывал интересы тех, у кого есть собственный участок. Наше правило — оборудование в сезон должно работать всегда, а мы должны быть все время на связи. То есть человек покупает технику CAIMAN и просто использует ее, остальное мы сделаем сами. Срок гарантии садово-парковой техники CAIMAN — 5 лет», — подчеркивает Маркин.
Также он отмечает, что компания поддерживает глобальный тренд на экологичность. «Например, осознанно работаем с лучшими мировыми производителями двигателей последних поколений, которые оставляют минимальный след в окружающей среде. Наша техника имеет продолжительный срок службы: 10 лет и более. Разработчики машин CAIMAN уделяют большое внимание эргономичности моделей: они должны быть безопасными для здоровья человека.
Когда же истечет пятилетний гарантийный срок, по желанию клиента и при соблюдении правил прохождения техобслуживания мы готовы выкупить технику CAIMAN обратно за 50% от первоначальной цены», — заключает он.
На правах рекламы