В то время как федеральный кабмин в ручном режиме снижает цены на социально значимые продукты, подконтрольная государству компания «Кавминкурортресурсы» может повысить стоимость минеральной воды для курортов и санаториев Ставрополья.
Цены на путёвки вырастут?
С 1 февраля госкомпания «Кавминкурортресурсы» (КМКР) подняла цену на отпуск минеральной воды санаториям на 7%. Вполне вероятно, это повлечёт за собой увеличение стоимости путёвок для курортников. Во всяком случае, в пресс-службе холдинга «Курортное управление», объединяющего профсоюзные здравницы региона, уже сообщили, что не знают, откуда брать средства на покрытие увеличившихся расходов.
Госкомпания является крупнейшим недропользователем Кавказских Минеральных Вод. Это единственная структура, снабжающая санатории и курорты Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Минеральных вод и Железноводска знаменитой минеральной водой и лечебной грязью. То есть, по сути, — монополист.
Повышение цен в самой компании объясняют планами комплексного ремонта минералопроводов общей протяжённостью более 24 км. Представители курортов Ставрополья предполагают, что возможное взвинчивание цен на основной бальнеологический ресурс будет крайне болезненным для всей отрасли. Санаторно-курортная сфера едва начала приходить в себя после пандемии, а люди со всей страны вновь потянулись в здавницы региона с его уникальными ресурсами, чтобы укрепить здоровье.
«Стоимость оздоравливающей ванны уже порядка 550-600 рублей, — возмущается генеральный директор кисловодского холдинга «Курортное управление» Николай Мурашко. — Если она ещё будет расти, то люди физически будут отказываться от приобретения этих ванн. Потому что, грубо говоря, курс из 8-10 ванн будет стоить приличных денег. И это в тот момент, когда мы можем оказать помощь нашим гражданам с повышением иммунитета, с восстановлением после COVID-19, возможно, мы руками государства сейчас принимаем меры, которые будут людей отталкивать и делать недоступным такого рода оздоровление».
Значительная часть курортов и санаториев (по некоторым данным, не менее четверти) на Кавминводах принадлежит Федерации независимых профсоюзов России. Для неё планы КМКР стали неприятной новостью. Профсоюзы категорически против повышения цен на курортные услуги, особенно в нынешний непростой период.
Кстати, в «Кавминкурортресурсах» ФНПР принадлежит 49% акций. А 51% — у другого акционера, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которое пока предпочитает оставаться в стороне от назревающего конфликта, как и Минэкономразвития — куратор региона в правительстве.
Тем временем вокруг подведомственных государству КМКР в последнее время происходят и другие странности.
Из ближайшего водопровода?
КМКР периодически попадает в разного рода громкие истории, в том числе связанные с нарушениями лицензий на пользование недрами. Эта компания частично связана и с лечебными водами «Ессентуки» № 4 и № 17. Ей принадлежит 18% их добычи. Именно эти водные марки остаются одними из самых востребованных и популярных ещё с советских времен.
Так вот, в мае 2020 года Росприроднадзор назначил госкомпании административное наказание в 300 тыс. рублей штрафа за отсутствие учёта добытой минеральной воды, что может нанести ущерб уникальным источникам. В конце года надзорное ведомство вновь инициировало аналогичный иск к КМКР.
А примерно 5 лет назад, после того как экологи и гидрогеологи забили тревогу, государство обратило внимание на подозрительный факт. Объёмы поставляемых на прилавки «Ессентуков» и «Нарзана» значительно превышали возможности официальной добычи из скважин. Сами же скважины стали менять свой полезный состав. То есть многочисленные компании качали из источников воду, не соблюдая предусмотренные лицензиями ограничения. Таким образом, под брендом «Ессентуки» на прилавки магазинов попадала вода непонятного происхождения и качества, попросту говоря, контрафакт.
Контрафактники оказались людьми креативными. Например, вместо лицензионных «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17» под изображением Кавказских гор они на своих этикетках слово и цифры просто разделяли картинкой. Нюанс дизайна вводил в заблуждение покупателя и позволял избежать ответственности за подделку. Другая знаменитая марка мимикрировала, став «Ессентукской». У особо предприимчивых имелись даже «серые» свидетельства исключительного права на наименование места происхождения товара (НМПТ). По некоторым данным, только в 2019 году ущерб от поддельных «Ессентуков» составил порядка 2 млрд рублей.
Правительство указало КМКР, что необходимо начать кампанию против «палёной минералки». В борьбу с расплодившимся контрафактом включилась и неформальный куратор территории Кавминвод, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«На полках российских магазинов зачастую стоит вода непонятного происхождения и качества. Якобы из Кавминвод, а на деле в лучшем случае — из ближайшего водопровода. По оценкам экспертов, практически 80% продаваемой минеральной воды не соответствует названиям», — возмущалась она на одном из совещаний на Ставрополье. И призывала региональные и федеральные власти: «Нужно строже бороться с теми, кто производит контрафактную воду и спекулирует на имени источников».
В результате по заявлениям «Кавминкурортресурсов» Роспатент лишил права на марку «Ессентуки» 36 производителей. Один из крупных — хорошо известный на Ставрополье «Завод минеральных вод Октябрь-А», и он особенно интересен в нашей истории.
В 2018 году полиция пресекла на этом предприятии производство контрафактной минеральной воды под маркой «Ессентуки № 17». В бутылках оказалась вода, к Ессентукскому месторождению не имеющая ни малейшего отношения. Ущерб, нанесённый в том числе «Кавминкурортресурсам» с 2016 по июнь 2018 года, оценивался более чем в 400 млн рублей. Следственный комитет России по Ставропольскому краю возбудил против «Завода минеральных вод Октябрь-А» уголовное дело по ч. 4 ст. 180 УК РФ («Незаконное использование средств индивидуализации товаров»). В итоге с контрафактными «Ессентуками» на Ставрополье более-менее разобрались.
Кого берут в партнёры?
Одновременно с попыткой заработать на санаториях госкомпания КМКР решила заняться собственным производством и продажей минеральных вод под рядом брендов: «Ессентуки» (№ 4 и № 17), «Ессентуки целебная», «Нарзан», «Славяновская» и «Нагутская». Дистрибуцией по соглашению с компанией в последние два года занималсся «Холдинг Аква», у которого права на остальные 82% «Ессентуков».
В феврале в СМИ просочилась информация о бизнес-планах «Кавминкурортресурсов» и о возможном их новом партнёре. «Ведомости», которым исполнительный директор госкомпании Евгений Левицкий подтвердил возможность её участия в компании-дистрибуторе, сообщили, что партнёром станет «КМКР-Дистрибьюшен» и что в Федеральную антимонопольную службу отправлен запрос о предварительном согласии на приобретение КМКР доли в 51% в уставном капитале этой компании.
По данным СПАРК, «КМКР-Дистрибьюшен» зарегистрирована в Ессентуках в конце 2020 года. Основной вид деятельности — производство безалкогольных напитков, минеральных и прочих питьевых вод в бутылках. Сейчас 51% этой компании принадлежит фирме «Рокадовская». А ей, в свою очередь, владеет «Завод минеральных вод Октябрь-А» (собственники — Ислам и Хасан Эстамировы).
Это тот самый производитель, которого КМКР в своё время через суды лишили права использовать бренд «Ессентуки». Еще 49% в «КМКР-Дистрибьюшен» — у Ахмеда Эстамирова. Он в случае одобрения сделки в ФАС и станет партнёром госкомпании.
В КМКР считают, что их участие в дистрибуции позволит обеспечить контроль со стороны государства на всех этапах движения продукта от скважины до прилавка, и это будет гарантией качества. На официальном сайте своего нынешнего партнёра «Холдинг Аква» тот же руководитель КМКР призывает граждан повышать иммунитет «Ессентуками» — надо полагать, качественными, производимыми в настоящем совместном предприятии.
Эксперты ломают головы, пытаясь понять, что за рокировку задумали в КМКР. В случае с разводом с «Холдинг Аква» последние останутся при своих, а доля «Ессентуков» у КМКР настолько невелика, что даже при соблюдении необходимых условий эксплуатации скважин официальные объёмы добычи компании составят не более 15 млн литров воды в год. Цифра мизерная в рамках миллиардных объёмов минеральной воды в стране. Очевидно, что потепление в отношениях КМКР с бывшим их же ответчиком в судах по вопросам контрафакта («Заводом минеральных вод Октябрь-А») обусловлено некими весомыми мотивами. Но не получится ли, что государственная структура, успешно поборовшая контрафакт, вновь откроет для него дорогу?
Очевидно и то, что на некачественных продуктах одни зарабатывают, а другие несут убытки. В данном случае наиболее пострадавшей стороной оказываются торговые сети. Во-первых, им грозят многократно превышающие маржу с продаж штрафы. Во-вторых, согласно действующему законодательству (ст. 1515 ГК РФ), продавец должен за свой счёт изъять из оборота контрафактную продукцию, а также выплатить правообладателю компенсацию либо возмещение убытков (по выбору последнего). Размер выплат может достигать 5 млн рублей. И неважно, кто виноват в продаже фальшивого продукта: крупная сетевая компания, владелец ИП, заведующий, финансовый директор и т. д.
А что касается покупателей и потребителей, то они, к сожалению, всё еще становятся заложниками рыночных игр и тратят свои кровные на товары неподобающего качества: бесполезные, а порой и просто вредные для здоровья.
В завершение этого жизненного сюжета как нельзя кстати ложится история, истоки которой ведут туда же, в Кавминводы: к пятигорскому Провалу, где Остап Бендер торговал билетами за вход на знаменитое озеро под предлогом сбора средств на укрепление Провала. Чтобы не слишком провалился.