Замедление экономического роста, падение реальных доходов и снижение потребительского спроса — все эти факторы не остаются незамеченными для бизнеса. Проблемы в экономике привели к тому, что компании стали аккуратнее относиться к собственным бюджетам и не выбрасывать деньги на ветер. Новогодние мероприятия, на которые раньше не жалели средств, не исключение. Эксперты рассказали АиФ.ru, как отечественные компании будут организовывать праздничные корпоративы.
Кризис 2008: повторение?
В этом году коммерческие организации сократили бюджеты на новогодние корпоративы на 40–50 %, говорит руководитель проектов компании IQ PRO Екатерина Гаврилович. Урезали расходы на праздничные мероприятия около половины заказчиков, устраивавших в прошлые годы щедрые застолья.
«В этом году сметы заметно сократились. Делать сложную программу, брать имиджевую площадку и платить за дорогие декорации компании в этом году не хотят и всё чаще выбирают клубный формат праздника — арендуют клуб, закрывают его на вечер, делают программу с кавер-коллективом, балетом и максимум одной звездой», — рассказала Гаврилович АиФ.ru.
Тенденция, сложившаяся в этом году на рынке новогодних корпоративов, генеральному директору агентства «Brand Garden» Марии Каротам напоминает кризис 2008 года — количество и качество мероприятий уменьшилось на 40 %. И, вероятно, неоптимистичный процент будет расти, полагает эксперт.
«Из-за резкого скачка валюты и спада российского рубля за последнюю неделю уже 3 подтверждённых проекта клиент поставил на "холд". Сейчас большинству ивент-агентств остаётся только надеяться на то, что часть подтверждённых проектов не отвалится, а просто перейдёт на январь 2015 года.
В прошлом году мы организовали и проводили новогодний корпоратив для одного крупного российского банка. Пригласили "звёздного" ведущего и артиста из Европы в столичный ресторан, где стоимость банкета на персону составила 6000 рублей. В этом же году этот клиент организует корпоратив собственными силами.
Одна из "дочек" ОАО "РЖД" перенесла своё новогоднее мероприятие на январь 2015 года.
Промышленная компания, наш постоянный клиент, в этом году вообще решила отказаться от новогоднего корпоратива. А в прошлом году было мероприятие с медийным ведущим в ресторане "Турандот", с российской поп-звездой», — говорит Каротам.
Между тем у генерального продюсера праздничного холдинга «КнязевЪ» Сергея Князева более оптимистичные данные. По его словам, прогнозы специалистов о потере интереса к корпоративам не оправдались. «Да, мы, безусловно, наблюдаем падение спроса, некоторые компании отказываются от корпоративов, некоторые принимают решение отпраздновать зимние праздники скромно в офисе, однако в то же время сохранилась стабильность в формировании бюджетов, которые у некоторых наших клиентов вопреки всем прогнозам даже увеличились», — указывает Князев.
Средний чек
Прежде чем говорить о среднем чеке новогодних мероприятий, следует сказать, что цены сильно разнятся в зависимости от пожеланий клиента и самого мероприятия. Например, если брать расходы на корпоратив в сегменте «luxury», то получится порядка 20–22 тысяч рублей на человека. Эта стоимость включает аренду площадки, оборудование, декорации, кейтеринг и гонорар артистов. «Если говорить о стоимости одного только меню, то при банкете это 3,5–3,8 тысячи рублей, для фуршета 2,5 тысячи рублей на человека», — отмечает Гаврилович.
Мероприятия среднего эшелона обходятся дешевле — порядка 8–10 тысяч рублей с человека, но в эту сумму не входит оплата выступления артистов, рассказывает исполнительный директор Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий (НАОМ) Владислав Метревели.
«Самыми востребованными артистами станут кавер-группы, в отличие от звёзд первого и второго эшелонов, стоимость за час работы составит 150 000 рублей.
Что касается гонораров за выступления на корпоративах отечественных звёзд, то в этом году звёзды эстрады объявляют цены в евро, а евро нынче дорожает на глазах. В этой связи многие звёзды в декабре вместо традиционного чёса будут отдыхать. Даже звёзды тех продюсеров, которые не стали по привычке повышать к новому году гонорары своих подопечных, будут иметь весьма скромный портфель заказов», — поясняет Метревели.
Востребованные форматы
Наиболее востребованными форматами корпоративов, по словам Екатерины Гаврилович, по-прежнему остаются мотивационные проекты — тимбилдинги и корпоративные выезды, где развлекательная часть программы интегрирована с деловой.
«Также компании не отказались от празднования юбилеев, но, по сравнению с предыдущими годами, бюджет на такие мероприятия сократился. Ну и, конечно же, остались компании, которые отмечают корпоративный новый год», — указывает эксперт.
Для оптимизации бюджета развлекательной программы агентства предлагают проведение капустников — программа готовится силами сотрудников компании с привлечением постановочной группы.
В свою очередь генеральный директор агентства «COMMUNICATOR Creative Events» Егор Доброгорский затрудняется назвать самые востребованные форматы — каждая компания требует индивидуальной концепции.
«К примеру, в прошлом году один корпоративный клиент заказал мероприятие в формате международного песенного конкурса „Евровидение“. Приглашать артистов не потребовалось, сами сотрудники были задействованы в шоу-программе — кто-то красиво пел, кто-то прекрасно вальсировал, кто-то показывал гимнастические трюки, а компетентное жюри из Совета директоров компании выбирало лучшего», — приводит пример Доброгорский.
Что касается меню, то здесь обычно компания заранее озвучивает свой бюджет, и предложение рассчитывается исходя из него. Так как в среднем сметы сократились, то кейтеринговые компании предлагают сейчас скидки или бонусные программы для заказчиков, а также включают в меню более бюджетные блюда, не уступающие более дорогим прошлогодним аналогам, резюмирует Гаврилович.