Система «Платон» заставила игроков транспортно-логистической отрасли по-новому взглянуть на рынок. Необходимость массовой регистрации в программе и контроль перевозок со стороны государства серьёзно ударили по позициям «серых» компаний с правовой точки зрения. С другой стороны удар по привычным схемам работы нанесли новые веяния времени. Оказалось, что потребителю сегодня нужна не просто перевозка товаров из пункта А в пункт Б, а комплексная услуга с гарантией сроков доставки и сохранности груза, с возможностью отслеживать его передвижение. Если раньше новые технологии были уделом избранных компаний, которые умели предугадывать движение рынка, то теперь это стало залогом выживания.
Самые заметные инновации в современных грузоперевозках — это системы трекинга машин и удалённого контроля параметров перевозки. Скорость движения фуры, расход топлива, стиль вождения водителя, длительность и количество остановок, отклонения от маршрута — все эти данные крупные операторы могут получить мгновенно. В результате клиент получает гарантию качества перевозок, понятное управление собственной логистикой и оптимизацию бизнес-процессов. «„Обеление“ рынка оказалось на руку компаниям, которые могут позволить себе масштабные инвестиции в собственные информационные системы и мобильные приложения. Тот, кто первым переформатируется в высокотехнологичную компанию, получит наибольшее преимущество. Получается так, что крупные игроки становятся двигателем прогресса, а мелкие будут вынуждены объединяться или становиться объектами для поглощения», — прогнозирует доцент МГИМО Алексей Михеев.
Второй большой пул нововведений связан с оптимизацией самого рынка грузоперевозок. Новые реалии потребовали от операторов изменения схемы работы: кто-то избавился от машин и стал экспедитором, кто-то, напротив, нарастил автопарк. Идея связать представителей этих групп на глобальном уровне витала уже несколько лет, с момента массового внедрения агрегаторов в такси. Успешный проект на российском рынке в этой сфере реализовала ГК «Деловые Линии». Оператор запустил технологический агрегатор GetCargo. Он учитывает параметры и условия перевозок: гарантия сроков доставки, юридическая чистота перевозчиков и машин, страховка грузов, чёткая система отгрузки. В конечном счёте программа позволяет оптимизировать управление собственным парком машин, повышает конверсию продаж и привлекает новых клиентов. «Это миллионы рублей экономии и десятки миллионов — потенциальной выручки», — уверен первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Сейчас мы видим чёткий тренд на то, что инновационные компании подсознательно внушают больше доверия. Это веяние времени, и не имеет значения, о какой отрасли идёт речь. В сфере услуг бизнес прежде всего ищет удобство, чтобы не тратить время на лишние звонки, переговоры. И мы видим, что многие операции можно совершать без коммуникаций с людьми, просто пользуясь телефоном. Уберизация проникла во все сферы жизни», — резюмирует Сигал.
В то же время на пути внедрения инноваций в грузоперевозках сегодня есть и стоп-факторы. В первую очередь это правовая база. На Западе бурное развитие технологий сопровождалось активным законотворчеством. В России же законопроекты реализуются гораздо медленнее. В качестве примера можно привести телемедицину, которая уже позволяет проводить удалённые предрейсовые осмотры водителей. Но законодательной базы для использования таких технологий в России нет. В Европе и Америке уже давно и активно применяется электронный документооборот и электронные подписи, в России это малоизученная область. Тем не менее пути назад уже нет. Высокие технологии становятся залогом успеха в любом бизнесе, и в недалёком будущем транспортная логистика уйдёт в сторону крупных логистических интеграторов, при этом они превратятся в виртуальные предприятия по управлению цепями поставок.