Российский монополист железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» предпринял очередную акцию устрашения в свете грядущего сокращения субсидий из госбюджета в будущем году. В своём блоге глава компании Владимир Якунин пригрозил сократить около 230 поездов дальнего следования из-за нехватки средств. Ранее компания уже анонсировала возможный рост цен на плацкарт на 60 % с 2013 года из-за решения правительства субсидировать только поездки пенсионеров и людей моложе 23 лет.
«Для сокращения дефицита ОАО ФПК будет вынуждено отменить около 235 поездов, причём часть из них межрегионального значения! Ситуация может дойти до того, что из Томска в Новосибирск будет возможно добраться только через Москву!» – написал Якунин. Он добавил, что под угрозу увольнения попадёт около 3 тысяч железнодорожников по всей России.
Такие меры глава РЖД объясняет дефицитом средств, в частности из-за того, что компании приходится поддерживать убыточные социально значимые перевозки. «Теперь «общего котла» нет, и чтобы цена на социально значимые перевозки осталась на приемлемом уровне, государство выделяет дотации, – написал он. – К сожалению, выделяемые деньги не покрывают затрат перевозчика. Так в бюджетном плане на 2013 год определён общий объём субсидий – 38,5 млрд рублей. Эти средства предусмотрены на „компенсацию выпадающих доходов в связи с государственным регулированием“».
Субсидии необходимы на пригородных перевозках, плацкарте и льготах для школьников и студентов. Денег, считают в РЖД, не хватает.
«В прошлом году на субсидирование пригорода было выделено 25 млрд рублей, потребность этого года не меньше. Далее – 3,6 млрд рублей необходимо для поддержания 50-процентной льготы учащимся, а на дотирование регулируемого сегмента дальних перевозок (плацкарт), по расчётам «Федеральной пассажирской компании», нужно ещё не менее 36 млрд рублей. Считаем: не хватает более 26 млрд рублей!» – утверждает глава РЖД.
По его словам, «удорожание билетов в социально значимом сегменте железнодорожных перевозок может привести к определённой напряжённости в обществе».
Пока не ясно, чем закончится эта череда мрачных анонсов от РЖД. Эксперты по-разному оценивают экономическую обоснованность заявлений компании. Некоторые аналитики соглашаются с оценкой компании об убыточности ряда пассажирских перевозок.
Глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, напротив, скептически оценивает заявления Владимира Якунина. Безбородов уверен, что все заявления «экономически не обоснованы». «Я посмотрел направление Томск – Новосибирск – никто не покупает на него билеты, – сказал АиФ.ru эксперт. – 235 поездов – это капля в море, если их отменят, никто не заметит этого». По словам главы InfraNews, у компании около 6 тысяч номеров на пассажирских рейсах дальнего следования.
Анонсированные сокращения штата Алексей Безбородов также оценил критически. «Если они хотят уволить 3 тысячи человек из низов, которые получают по 15 тысяч рублей, когда есть люди в центральном офисе, получающие в десятки раз больше, что ж – такова социальная ответственность компании», – сказал он.