Отвечает партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев:
— Экономика — это цифры, показатели. Есть, как известно, абсолютные показатели, а есть — относительные. Абсолютные показатели, важны, безусловно. Но подчас очень непросто понять, когда говорят о той или иной величине, плохо это или хорошо, много или мало.
К примеру, что вам скажет информация о том, что 95-й бензин сегодня в Москве стоит 24,50 рубля за литр? Вы просто это примете к сведению. Ну, может быть, захотите перевести цену в доллары и констатируете, что литр, безусловно, сегодня стоит меньше одного доллара. Совсем другое дело, если вы сравните нынешние 24,50 рубля за один литр с 26 рублями, которые были еще недавно. И если вы сегодняшнюю цену отнесете к прежней, еще недавно сильно возмущавшей вас цене, то выяснится, что сегодняшняя цена — это 94,2% от цены прежней. Картина становится гораздо более информативной. Становится понятным, что бензин подешевел на 5,8%.
Если вы все-таки будете утверждать, что сообщение о цене бензина 24,50 рубля за литр достаточно информативно, то я тоже буду утверждать: оно информативно, потому что вы автоматически сравниваете его с прежней ценой. Поэтому-то в современной экономике относительные величины, характеризующие динамику экономических процессов, имеют зачастую более важное значение, чем величины абсолютные. Складывающиеся тенденции — это гораздо интереснее и информативнее, чем застывшая картинка текущего момента. Индексы (так называют такие показатели от лат. index — указатель, список) — это экономико-статистические показатели, которые характеризуют относительное изменение экономических величин за определенный период времени и рассчитываются как отношение конечных величин к исходным.
Показателей, именуемых индексами, можно насчитать в экономической статистике десятки, если не сотни. Вот, к примеру, индексы, которые рассчитывает Росстат: индекс потребительских цен, индекс промышленного производства, индекс производства сельскохозяйственной продукции и т.п. Негосударственные организации рассчитывают свои индексы: индекс промышленного оптимизма (Институт экономики переходного периода), индекс экономического доверия и т. д. Международные организации практикуют расчет собственных индексов. Так, ООН использует индекс развития человеческого потенциала, используемый для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других подобного рода показателей.
Из всех этих и других индексов мы чаще всего сталкиваемся с одним из них — индексом потребительских цен. Попросту говоря, это показатель инфляции, потому что цены на потребительские товары и услуги у нас только растут. Разве что бензин стал исключением в последнее время. Так что теоретически это может быть и показатель дефляции, когда цены снижаются.
Индекс потребительских цен в целом за 2008 год составит около 114%. Это — показатель индекса. Но когда мы говорим об инфляции, мы правомерно утверждаем, что она составит 14% — именно настолько, или около того, вырастут в 2008 году цены на потребительские товары и услуги. Как видим, для однозначности понимания удобнее использовать не величину индекса, а разницу изменения соответствующего показателя (насколько больше или меньше).
На слуху в ближайшее время будет и индекс промышленного производства. Причина этого, увы, в том, что стало доминантой нашей жизни в последнее время — экономический кризис. Если по итогам октября 2008 года этот индекс составил 100,6%, то есть промышленное производство выросло на едва заметные 0,6%, то уже в ноябре-декабре индекс будет меньше 100% (по оценке ФБК, 96-98%). Период кризиса, спада деловой активности — это время, когда индексы становятся менее 100%. Так будет и у нас. Разве что индекс потребительских цен будет уверено больше 100%. Такая вот неприятная, почти исключительно российская особенность.