Так мёртв Черкизон или, как змея, он скинул старую шкуру и поселился по новому адресу? Вернее, по нескольким адресам?
— Никакой торговли на Черкизовском рынке нет и быть не может, там всё на 95% снесено, — объясняет Андрей Иванов, пресс-секретарь префектуры ВАО. — Коммерсанты уехали давным-давно, например, в построенный рядом Новочеркизовский ТЦ, где идёт цивилизованная торговля.
Но китайцы, вьетнамцы и те десятки тысяч гостей столицы, чьей второй родиной был Черкизон, успешно захватили и другие бойкие места. В результате через несколько лет в Москве может расцвести ещё с десяток зон дьюти-фри. А окружающие их районы превратятся в своеобразные чайна-тауны.
Люблино раскосое
Самое известное место тусовки выходцев с Черкизона — ТЯК «Москва», который в народе иначе как Люблизон не называют. Когда благополучный район Люблино в одночасье заселили тысячи китайцев, коренным обитателям слегка подурнело. Ведь мигранты не всегда чинно-благородно снимают квартиры и ведут законный бизнес. Подпольные бордели и гостиницы в жилых домах, поддельная прописка в квартирах ничего не подозревающих жителей района, забитые грузовиками и автобусами дороги и дворы — это сегодняшние реалии района Люблино. И как последний штрих к картине маслом можно назвать пластиковые бутылки с мочой, которые наряду с обычным мусором окружают ТЯК.
— Крупного опта в Москве быть не должно, — сказал год назад экс-мэр Москвы Юрий Лужков, как раз после переезда основной массы торговцев с Черкизона в Люблино. — Весь опт на периферию, пожалуйста. В тех районах, где есть транспортные сложности, опта вообще не должно быть.
Только пробки у нас везде, а крупный опт торговцы умудряются маскировать не только под мелкий, но даже под розницу.
Измученные жители Люблина и по сей день собирают подписи под очередным воззванием к Белому дому:
— Каждое утро на улице Краснодарской наблюдается пробка из-за огромного числа припаркованных машин посетителей ТЯК и желающих проехать на территорию комплекса, автобусы застревают в заторах, а автомобили скорой помощи просто не могут выехать со станции базирования! В часы пик все автобусы и маршрутки забиты торговцами с баулами с Люблизона!
Но, по официальной версии, напряжённая ситуация вокруг «Москвы», возникшая в 2009 г., давно сошла на нет, а жалуются лишь отдельные вечно недовольные граждане.
— В данном случае власти не хотят признавать очевидное, — объясняет «АиФ» Надежда Головкова, председатель правления Московского общества защиты потребителей. — Хотя по закону, если нет достаточного числа транспортных развязок и дорог, там не должно быть ни рынка, ни помпезного бутика. Вместо того чтобы сделать под рынком подземную парковку в 5 этажей и разрешить окрестным жителям оставлять там машины, власти делают вид, что ничего особенного не происходит.
Город-рынок
От закрытия Черкизона пострадали и другие районы. Переселенцев принял рынок «Садовод», а Восточное Бирюлёво с тревогой наблюдает за своим давним соседом рынком «Эмерал», который также гостеприимно приютил потерявших кров коллег и расширяет свои границы. Жулебинцы и жители подмосковных Котельников несколько месяцев с ужасом ждали, что на стройплощадке по Новорязанскому шоссе начнут возводить нью-Черкизон. Недавно их «успокоили», что там появится «всего лишь» грандиозный центр распродажи прошлогодних коллекций более 200 производителей.
Ну а жители Тёплого Стана уже давно ко всему относятся философски. У них уже есть ТЦ «Принц Плаза», «Мега» с «ОБИ», внушительная стройярмарка «Мельница». Чиновники меж тем обещают Тёплому Стану в скором времени ещё два подарка — многофункциональный комплекс «Эрмитаж» и административно-складской комплекс для оптовой торговли. Кстати, строительство последнего объекта заявлено в очень любопытном документе, а именно — в №