Примерное время чтения: 5 минут
37021

Чудо схождения Благодатного огня. Справка

Сюжет Великий пост и Пасха
Категория:  Христианство
Ответ редакции

Последнее обновление - 07.04.2017 г.

Благодатный огонь, или Святой Свет (по-гречески Ἅγιο Φῶς) — особый огонь, сходящий на Гроб Господень в храме Воскресения Христова в Иерусалиме при ежегодном богослужении в Великую субботу (15 апреля в 2017 году). Появление Благодатного Огня — зримое свидетельство Воскресения Иисуса Христа.

Гроб Господень

Тело Иисуса Христа было погребено в пещере, вырубленной в скале недалеко от места Распятия. В IV веке на этом месте был воздвигнут Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Внутри огромного храма Воскресения над местом погребения Спасителя построена особая часовня — Кувуклия (по-гречески — ложница, царская опочивальня). В ней два крошечных помещения: у входа — придел Ангела с частью камня, который некогда закрывал вход, и сама пещера Гроба Господня, очень тесная, с покрытым мраморной плитой ложем.

Благодатный Огонь

Свидетели схождения Благодатного Огня утверждают, что в первые минуты после появления его пламя не обжигает.

Первым свидетелем схождения огня был апостол Петр: узнав о Воскресении Спасителя, он поспешил к гробнице и увидел там, где прежде лежало тело, удивительный свет. Две тысячи лет этот свет каждый год нисходит на Гробе Господнем Благодатным огнём.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. 

Еще в IV веке о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова писали Евсевий Памфил, Григорий Нисский, Сильвия Аквитанская.

Об этом чуде свидетельствуют латинский паломник Бернард Монах (867), митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа (начало X века), клирик Никита (947), игумен Даниил Паломник (начало XII века), арабский историк Аль-Масуди (X век), Радульф (1048), Фульхерий Шартрский (1101). Для средневековых описаний характерен рассказ, как зажигаются лампады, висящие над Гробом (или стоящие на Гробе), но в самом Гробе в этот момент никого нет: патриарх и народ находятся снаружи, иногда даже вне храма. Более позднее сообщение о том, что «зажигаются паникадила над гробом Божиим невидимо», принадлежит иеродиакону Сергиевской лавры Зосиме (1420).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с благодатным огнем на Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с благодатным огнем на Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя. Фото: Commons.wikimedia.org / Presidential Press and Information Office

Схождение Благодатного огня

Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню в Иерусалиме с вечера Великой Пятницы. Храм и прилегающая площадь заполняет 70-тысячной толпа.

К десяти часам утра Великой Субботы тушат все свечи и лампады во всем огромном комплексе Храма Гроба Господня. На ложе Спасителя ставят наполненную маслом лампаду без огня; по всему ложу раскладывают кусочки ваты, а по краю прокладывают ленту. После этого полиция убеждается в отсутствии в кувуклии источников огня, и ключник мусульманин закрывает и запечатывает особой печатью, называемой кустодия.

Пространство Храма пронизывают световые всполохи — вспышки голубоватого света. 

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь: молодые люди сидят на плечах друг у друга как наездники и просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал им Благодатный Огонь; «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог») — кричат они.

В половине второго звонит колокол и духовенство (иерархи празднующих Пасху конфессий) идет крестным ходом по всему храму и троекратно обходит Кувуклию. Последними идут православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) и армянский Патриарх со свитой. 

После крестного хода с Патриарха Иерусалимского снимают праздничные ризы, и в одном подризнике он заходит в Кувуклию, с которой снимают печати. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, неся незажженные свечи для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.

Как только Патриарх и архиерей входят в кувуклию, двери ее закрывают; армянский архиерей остается в приделе Ангела, а патриарх проходит к ложу Спасителя и молит Господа о ниспослании Благодатного огня.

Похожий на россыпь сияющей росы огонь является каменной плите на ложе Спасителя. При этом свечи или лампады на нём загораются сами. Это видят только Иерусалимский Патриарх и армянский священник. 

Есть свидетельства очевидцев о возгорании фитилей лампад около Кувуклии, столпе света, появляющегося из купола храма, вспышках света.

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по российскому телевидению и по интернету, на сайте Иерусалимского православного патриархата.

Что означает Благодатный огонь? 

Благодатный Огонь подтверждает обещание Воскресшего Христа апостолам: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Считается, что когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, это будет знаком наступления власти антихриста и скорого конца мира. 

Одно из пророчеств Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах