Примерное время чтения: 6 минут
17474

Танкер они не заметили. Как фрегат НАТО превратился в груду металлолома

Крупнейшие учения НАТО у границ России Trident Juncture 2018 («Единый трезубец-2018») обернулись крупнейшей аварией в истории ВМС Норвегии за последние несколько десятилетий.

Грозный «Трезубец»

Учения НАТО подобного рода проходят раз в три года, и на сей раз они были проведены у берегов Норвегии с 25 октября по 7 ноября. В учениях приняли участие более 45 тыс. военнослужащих из 31 страны, 250 самолетов, 65 кораблей, а также свыше 10 тысяч единиц боевой техники. Согласно легенде учений, объединенные силы ведут оборону от вымышленного государства Муринус. Проводилась отработка нанесения ударов с воздуха, переброска войск по морю, а также высадка десанта.

Крупнейшими контингентами, задействованными в учениях, оказались силы США (18 500 человек), Германии (9000 человек) и Норвегии (6800 человек). По словам главы НАТО Йенса Столтенберга, учения не направлены против конкретной страны, но посылают сигнал, что «НАТО готово и способно защитить всех союзников от любой угрозы».

Столкновение в коммуне Эйгарден

Утром 8 ноября норвежский фрегат «Хельге Ингстад» возвращался на базу после окончания учений. Около 4 утра по местному времени в районе норвежской коммуны Эйгарден фрегат столкнулся с греческим нефтяным танкером «ТС Сола». По данным международной Системы автоматической идентификации судов AIS, «Хельге Ингстад» шел с выключенным транспондером, который включился только после столкновения. Военный корабль двигался наперерез курсу танкера, экипаж которого не заметил фрегат.

Водоизмещение «Хельге Ингстад» составляет 5290 тонн, длина — 132 метра. Водоизмещение танкера «ТС Сола» 112 939 тонн, длина — 280 метров.

Груженое 650 тысячами баррелей сырой нефти судно нанесло фрегату тяжелые повреждения, при этом практически не пострадав. Нет раненых и среди 23 членов экипажа танкера.

Что касается «Хельге Ингстад», то семь моряков на его борту получили ранения. Их немедленно эвакуировали, а вслед за ними — и еще 127 членов экипажа. На борту остались лишь 10 человек, в задачу которых входила борьба за живучесть судна.

Фрегат пойдет на металлолом?

Норвежские спасатели признали, что существует серьезная угроза затопления корабля, получившего пробоину ниже ватерлинии. Помимо всего прочего, из лопнувшей цистерны в море вылилось 10 тысяч литров вертолетного топлива.

После того как фрегат практически лег на правый борт, было принято решение выбросить судно на камни, дабы избежать его полного затопления. Эксперты пока не дают прогнозов относительно ремонта судна. Существуют опасения, что еще до начала транспортировки в док может отломиться часть кормы корабля. Добить фрегат может и ухудшение погодных условий.

Но, даже если все обойдется, есть вероятность, что «Хельге Ингстад» придется списать на металлолом. Это произойдет, если ориентировочная стоимость ремонта окажется слишком высокой.

Современный боевой корабль ценой в 650 миллионов

Фрегат «Хельге Ингстад» с бортовым номером F 313 был четвертым кораблем серии фрегатов типа «Фритьоф Нансен», построенных для нужд ВМС Норвегии в 2006-2011 годах. Конструкция была разработана на базе испанских фрегатов типа «Альваро де Базан». Постройку кораблей осуществляли совместно испанские и норвежские верфи. Фрегаты этого типа предназначены для замены устаревших фрегатов типа «Осло», снятых с вооружения в конце 1990-х — начале 2000-х. Основной задачей фрегатов типа «Фритьоф Нансен» является противолодочная оборона, а также борьба с надводными кораблями.

«Хельге Ингстад» был введен в строй в 2009 году. Он оснащен четырьмя торпедными аппаратами и восемью противокорабельными крылатыми ракетами, а также американской системой противоракетной обороны «Иджис». Этот фрегат считался одним из самых передовых кораблей ВМС Норвегии. Стоимость «Хельге Ингстад», по разным оценкам, составляет от 500 до 650 миллионов долларов.

У комиссии по расследованию ЧП есть серьезные вопросы к экипажу фрегата. Морские эксперты отмечают, что танкер не мог оперативно изменить свой курс в силу габаритов. А вот маневренный «Хельге Ингстад» мог и должен был это сделать. И если команда танкера действительно могла не заметить фрегат с выключенным транспондером, то совершенно непонятно, каким образом норвежские военные моряки умудрились не заметить громадный танкер.

«Лиман» и «Фицджеральд»: когда скотовоз и контейнеровоз страшнее ракет и торпед

Вопреки стереотипам, торговые суда зачастую представляют для военных кораблей куда большую угрозу, чем наоборот.

27 апреля 2017 года разведывательный корабль «Лиман» ВМФ России в условиях густого тумана и плохой видимости столкнулся в Чёрном море с судном-скотовозом «Youzarsif H», которое шло под флагом Того. «Лиман» получил пробоину по правому борту ниже ватерлинии и начал тонуть. На момент столкновения «Лиман» вёл наблюдение за военно-морскими маневрами НАТО «Морской щит» в Чёрном море. Борьба за живучесть судна результатов не дала. Экипаж корабля был благополучно эвакуирован, а сам «Лиман» затонул.

17 июня 2017 года эсминец ВМФ США «Фицджеральд» столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин, в 50 морских милях от базы Йокосука. USS Fitzgerald (DDG-62) получил серьезные повреждения, трое моряков, включая капитана, были ранены, а семеро пропали без вести. Впоследствии тела пропавших были обнаружены в машинном отделении эсминца, затопленном в результате столкновения. В ходе расследования было установлено, что на мостике эсминца находились несколько молодых матросов и офицеров, никого из старших начальников не было. Несмотря на то, что корабль двигался в районе интенсивного судоходства, наблюдение за морем не велось.

Военный корабль, который по Международным правилам предупреждения столкновений судов должен был уступить контейнеровозу, начал маневр с запозданием. В итоге торговое судно ударило в правый борт эсминца, сделав ниже ватерлинии пробоину размером 5 на 3,5 метра.

Не «кибервмешательство», а разгильдяйство

21 августа 2017 года в районе Малаккского пролива к востоку от Сингапура эсминец USS John S. McCain (DDG-56) столкнулся с танкером Alnic MC, шедшим под флагом Либерии. 10 военных моряков погибли, еще пять получили ранения. Глава морских операций Военно-морских сил США адмирал Джон Ричардсон выдвинул версию о том, что причиной столкновения могло стать «кибервмешательство». Однако в ходе расследования было установлено, что командир эсминца Альфредо Санчес, находясь на мостике, отдал целую серию ошибочных приказов, в результате чего «Джон Маккейн» стал неуправляемым, ситуация вышла из-под контроля и завершилась столкновением.

После катастрофы в августе 2017 года был снят со своей должности командующий Седьмым флотом вице-адмирал Джозеф Окойн. Также санкциям подверглись и другие высокие чины флота. С высокой долей вероятности, после инцидента с «Хельге Ингстад» к ответственности могут быть привлечены высшие чины ВМС Норвегии.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах