Напомним, 8 ноября в 20.30 по московскому времени на одной из российских атомных подводных лодок произошла авария. Тип и название подлодки пока не разглашается. По одной из версий, аварию могла потерпеть атомная подводная лодка «Непра», которая относится к подлодкам третьего поколения. Она начала проходить испытания в Приморье в конце октября.
На момент происшествия лодка ещё не была принята в состав Военно-морского флота РФ и проходила заводские испытания в Японском море. Во время испытаний на судне началась внезапная процедура автоматического пожаротушения, в результате чего более 20 человек погибли, 21 человек получил ранения различной степени тяжести.
К утру воскресенья 21 пострадавший был эвакуирован на доставлен на берег. Раненых подобрал большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц».
— В настоящее время они уже доставлены на берег и помещены в лечебные учреждения флота для оказания квалифицированной медицинской помощи, — сообщил «Интерфаксу» помощник главкома ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало.
Также известно, что всего на борту лодки находилось 208 человек, из них военных — 81 человек. Поскольку лодка находилась на стадии заводских испытаний, большую часть экипажа составляла сдаточная команда завода. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП РФ), среди погибших было 6 военнослужащих и 14 гражданских специалистов.
— Среди погибших — рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие, — уточнил Игорь Дыгало.
Полный список жертв аварии будет опубликовав после того, как все тела будут опознаны.
Сама лодка от происшествия не пострадала. Реакторный отсек работает в штатном режиме, выброса радиации не обнаружено. Однако о том, как именно произошла авария, данных почти нет. Известно, что система пожаротушения на лодке этого поколения реагирует на малейшее задымление и быстро и эффективно борется с огнём. Однако, как утверждает неназванный источник агентства РИА «Новости» в Тихоокеанском флоте, работа системы может быть крайне опасна для людей без какой-либо защитной одежды.
— На субмаринах нового поколения система пожаротушения срабатывает автоматически, в первую очередь, реагируя на дым. Люди без портативных дыхательных аппаратов в это время быстро подвергаются смертельному риску, — уточнил источник.
В то же время, комплектация лодки предполагает наличие дыхательных аппаратов (ПДА) для всего экипажа, поэтому остаётся непонятным, почему погибли люди. Причины смерти жертв аварии будет выяснять следствие.
— Возможно, люди по каким-то причинам не смогли быстро воспользоваться ПДА, — предположил источник.
Сейчас испытания лодки приостановлены, судно вернулось в пункт временного базирования. Как сообщила пресс-служба президента РФ, Дмитрий Медведев взял спасательную операцию и расследование происшествия под личный контроль.
— Дмитрий Медведев поручил министру обороны в постоянном режиме информировать о ситуации на подводной лодке. Также Дмитрий Медведев поручил министру обороны провести всестороннее и тщательное расследование чрезвычайного происшествия на подводной лодке, оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших, — сказали в пресс-службе.
Известно также, что по указанию президента на место временного базирования лодки, куда судноп рибыло в 10.30 по московскому времени, должны вылететь заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков и главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Проведение расследования происшествия поручено генеральному прокурору РФ Юрию Чайке.
Уголовное дело по статье «Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц» уже возбуждено военно-следственным управлением СКП РФ на Тихоокеанском военно-морском флоте (ТОФ), сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. Для расследования создана специальная следственная бригада.
Справка
Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б») относится к подлодкам третьего поколения. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная глубина погружения — 600 метров, максимальная скорость — 30 узлов автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров.
Последняя крупная авария на российской атомной подводной лодке произошла в 2008 году. 30 августа в Баренцевом море во время буксировки затонула шедшая на утилизацию АПЛ «К 159». На борту находились 10 человек одного из которых удалось спасти.
За три года до этого во время аварии на АПЛ «Курск» погибло 118 человек. Это была самая крупная катастрофа с участием российской подлодки. Судно затонуло 12 августа в Баренцевом море на глубине 107 метров.