Москва, 7 апреля, АиФ-Москва. Правоохранительные органы Владикавказа выясняют все новые подробности о деятельности преступной группы, специализировавшейся на торговле младенцами. Возглавляла банду, по мнению следователей, главный врач перинатального центра. Остальные подозреваемые также занимают различные посты в медицинских учреждениях Северной Осетии.
Накануне, в субботу, 7 апреля, заведующая родильным отделением РКБ Валентина Тидеева попалась с поличным: оперативники задержали женщину прямо в ходе процесса продажи новорожденной девочки. Изначально Тидеева просила за малышку полтора миллиона. Однако в итоге «продавец» и «покупатели» сговорились на 500 тысячах рублей.
Налетай, не скупись…
Как рассказали представители республиканских управлений ФСБ и МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу, некоторое время назад к правоохранителям начали поступать анонимные жалобы: информаторы, не желавшие себя называть, сообщали о фактах торговли детьми. Тогда силовики решили организовать совместную операцию, чтобы выйти на след преступников.
Под видом семейной пары стражи порядка начали узнавать, где и за какую сумму во Владикавказе можно приобрести ребенка.
Спустя некоторое время расследование вывело их на главврача Тидееву, которая, не подозревая, что общается с оперативниками, предложила «бездетной семье» приобрести новорожденного за полтора миллиона.
Предметом сделки стала маленькая девочка, которую за три дня до этого родила 15-летняя школьница. Юная мама согласилась отказаться от ребенка за «достойное вознаграждение».
Особенно оперативники отмечают тот факт, что ни о какой конспирации высокопоставленная чиновница от медицины даже не задумывалась. Вместе с правоохранителями она совершенно открыто поехала домой к девочке и ее родным, чтобы попросить семью написать официальный отказ от младенца.
Для чистоты эксперимента полицейские решили поторговаться с Тидеевой. В итоге изначальную цену в полтора миллиона удалось сбить до 500 тысяч. Наконец «контрольная закупка» состоялась, сразу после чего главврач и была задержана.
Поняв, что имеет дело с правоохранительными органами, женщина попыталась отрицать факт продажи ребенка. «Я не знаю, куда они что положили, – заявила Тидеева, имея в виду вырученные средства, – может, в куртку. Я деньги не брала».
Как рассказал журналистам представитель пресс-службы ГУ МВД РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу Марк Толчинский, у следствия есть основания предполагать, что главврач роддома могла уговорить несовершеннолетнюю маму отказаться от дочки. По мнению ФСБ, у главврача наверняка есть надежная сеть подельников и посредников в медицинских структурах. Сотрудники системы здравоохранения подыскивали бездетные пары, которые были согласны заплатить за то, чтобы обзавестись малышом. Оперативники уверены: для задержанной это была отнюдь первая сделка.
110 тысяч детей исчезли бесследно
Теперь Валентине Тидеевой грозит от трех до десяти лет лишения свободы. Тем временем последовала реакция на случившееся чиновников – и республиканских, и федеральных. Североосетинский министр здравоохранения Владимир Селиванов в воскресенье провел по этому поводу экстренное совещание с руководством РКБ и своими заместителями.
«Честно говоря, случай не просто вопиющий, а архивопиющий, – заявил Селиванов. – Он ложится черным пятном на всю историю здравоохранения Северной Осетии».
Не преминул вмешаться в ситуацию и уполномоченный по правам детей при президенте РФ Павел Астахов. Прежде всего, он отметил, что его представители в регионе проведут независимое расследование данного случая, и заявил, что глава республики Таймураз Мамсуров обязан взять дело под свой контроль.
«Я считаю, что надо разобраться досконально, выяснить, насколько это было системно, первый ли это случай. Смею считать, что не первый, – сказал Астахов. – С учетом специфики региона, возможно, это была система. Я счел необходимым обратиться к генеральному прокурору для того, чтобы назначить проверку».
Правоохранители отмечают, что продажа детей на Кавказе за последние годы действительно стала отлаженным, прибыльным бизнесом. В ноябре прошлого года в Чечне была разоблачена банда, успевшая продать не меньше дюжины новорожденных. Притом, – отмечают полицейские, – малышами торговали на «международном уровне»: их отправляли за границу, в частности, в Турцию.
О том, что ситуация с детьми, пропадающими и «девающимися неизвестно куда», в регионе действительно серьезна, заявил недавно и полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. В середине марта, выступая на заседании V Общественного совета СКФО в Пятигорске, чиновник назвал шокирующую цифру: власти региона не могут досчитаться более ста тысяч детей.
«Мы недавно смотрели ситуацию по статистике в республиках. Первое, что бросается в глаза – нет точных данных, огромные расхождения по детям-сиротам и вообще по детям. Я страшную цифру назову. Мы не можем найти 110 тысяч детей. Они родились, а в школу не пошли, нет их нигде: нет свидетельства о смерти, ничего нет – куда уехали, как уехали», – рассказал Хлопонин.
Одним из объяснений происходящего, по мнению полпреда, может стать мусульманская традиция хоронить умерших – в том числе, и детей – прямо в день кончины, до захода солнца. «Тут учета нет», – признал чиновник. В то же время, Хлопонин признал тот факт, что некоторые семьи на Кавказе для поддержания приемлемого уровня жизни получают пособия за умерших или несуществующих детей.