Фрагмент разговора в правительственном Ту-154, разбившегося под Смоленском 10 апреля, появился в среду 14 апреля во всех крупных СМИ Польши. Ранее дешифровальщики этим фрагментом не занимались.
Дословно фраза командира экипажа Аркадиюша Протасюка звучит так: «Если мы не сядем, меня убьют». Он произнес эти слова за 40 секунд до гибели.
Одновременно с этим некий посторонний человек, присутствовавший в пилотской кабине, сказал: «Он взбесится, если еще...». Окончание фразы расшифровать не удалось.
Как пишет «Взгляд», эти слова пилота косвенно могут свидетельствовать о том, что экипаж самолета принял решение об экстренной посадке в плохих погодных условиях из-за оказанного президентом Польши давления.
Польские официальные лица эту информацию, распространенную каналом TVN24, никак пока не комментируют. Министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский воздержался от высказываний, объяснив это тем, что не имеет к этой информации доступа.
Он только добавил, что «это очень хорошая информация для следствия, что удалось расшифровать очередные фрагменты записей». Его слова цитирует «Униан».
По мнению майора польских ВВС Михала Фишера, командир лайнера мог принять решение о посадке, и в этом случае экипаж выполнил бы его приказ, несмотря ни на какое давление: «Известно, что всегда (в таких ситуациях) есть давление на пилотов… Важные особы хотят, чтобы все было по-ихнему. Но если пилот уже принял решение о посадке, то что бы ни случилось, ничего не могло оказать на него влияние».
Что касается постороннего, который говорил одновременно с пилотом, то это мог быть или главком Польши Анджей Бласик, или директор дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казана. Они оба находились рядом с летчиками, сообщает Siteua.Org.
При этом эксперт польского Сейма по вопросам авиасообщений Роберт Завада полагает, что на пилотов мог оказывать давление либо Бласик, либо сам Качиньский: «Если достоверность фрагмента подтвердят, мы поймем, насколько пилот был полон решимости (посадить самолет). Тот факт, что он не пошел на очередной круг, говорит о том, что он опасался последствий», – сказал Завада. Эксперт полагает, что слова Бласика могли иметь для пилота больший вес, нежели приказ президента Польши.
Казана же произнес: «В данный момент нет решения президента, что делать дальше», и «Если еще такое произойдет, то у нас будет проблема».
Стенограмма переговоров экипажа польского президентского самолета была опубликована (за вычетом указанного фрагмента) 1 июня на официальном сайте польского МВД. За несколько часов до этого 29 служащих спецполка транспортной авиации Польши, обслуживающего президентский авиапарк, подали в отставку.
Катастрофа
Самолет Ту-154М 1990 года производства, на борту которого находились представители высшего политического, военного и финансового руководства страны, потерпел катастрофу под Смоленском 10 апреля. Польская делегация летела в Смоленск для участия в траурных мероприятиях в Катыни на месте захоронения жертв сталинских репрессий. Посадка проходила в сложных погодных условиях, диспетчеры российского аэропорта неоднократно предупреждали пилотов об опасности. Самолет потерпел крушение во время захода на посадку, погибли 96 человек: все пассажиры и экипаж.
Вместе с президентом в катастрофе погибли глава Национального банка Польши Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк.
Официальное расследование причин крушения продолжается. Основной версией причин трагедии считается ошибка пилотирования. А часть специалистов считает причиной катастрофы неправильно предоставленные данные экипажу диспетчером смоленского аэродрома, из-за которых самолет оказался над самой землей на почти километр ближе от начала взлетно-посадочной полосы.
Стоит отметить, что самолет Качиньского проходил техническое обслуживание за несколько месяцев до катастрофы и, согласно данным бортовых самописцев, был полностью исправен.
Кто виноват
Пока эксперты разбираются с причинами авиакатастрофы, политические и общественные деятели не скупятся на обвинения.
В частности, Lenta.Ru сообщает, что брат погибшего президента Польши Леха Качиньского Ярослав обвинил в косвенной причастности к авиакатастрофе под Смоленском правительство страны. Как пишет Thenews.pl, сразу после катастрофы Ярослав Качиньский заявил министру иностранных дел Польши Радославу Сикорскому, что причина гибели президента кроется в нежелании правительства купить более современный самолет для лидера страны.
Качиньского поддержал бывший премьер-министр страны Лешек Миллер. Он отмечал, что польские политические элиты не решались на покупку более современного самолета из соображений экономии.
В конце мая глава госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих назвал причиной катастрофы борта 101 ошибку пилотов, исключив версию о неисправности приборов: «Они (летчики – прим. ред.) не реагировали на сигналы о том, что было уже очень низко. Даже на предостережение: «Перед тобой земля».
А Януш Паликот - депутат Сейма от правящей партии «Гражданская платформа» - прямо обвинил в гибели 96 человек в катастрофе Ту-154 под Смоленском лично Леха Качиньского. По его мнению, погибший президент участвовал в принятии решения о посадке, то есть оказывал давление на пилотов.
Политик пошел еще дальше в своих обвинениях: он предположил, что президент в момент принятия решения был пьян. В ответ соратники депутат по партии потребовали его исключения.