Сухогруз Arctic Sea, таинственно пропавший 30 июля, будут искать российские военные: на место предполагаемого исчезновения судна по поручению президента РФ Дмитрия Медведева выдвинулись три корабля Черноморского флота России и две атомные подлодки. Участие в поисках примут также Космические войска и Интерпол, заявивший, что сухогруз стал добычей пиратов.
В Атлантическом океане разворачивается масштабная поисково-спасательная операция ВМФ России. Все корабли, находящиеся в его водах, получили приказ начать поиски пропавшего сухогруза «Арктик Си» с российским экипажем на борту.
Судно, исчезнувшее предположительно у берегов Португалии в конце июля, будут искать и две атомные подводные лодки. Соответствующее распоряжение министру обороны дал Дмитрий Медведев — он поручил принять меры для поиска и в случае необходимости освобождения пропавшего корабля.
Пропавших российских моряков, которых практически не искали 10 дней, сегодня стали искать на высшем уровне. Президент Медведев приказал министру обороны принять все необходимые меры. И вот уже 4 корабля Черноморского флота выходят в Атлантику.
Алексей Кузнецов, пресс-секретарь министра обороны РФ: «Основная задача возложена на сторожевой корабль „Ладный“ Черноморского флота, который 12 августа прошел параллель Гибралтар и следует установленным курсом. Одновременно ведется постоянный мониторинг и анализ обстановки в районах предполагаемого нахождения судна».
Помогать морякам военных судов и подводных лодок в поисках будут служащие Космических войск РФ, которые попытаются отследить местонахождение пропавшего сухогруза со спутников. Такое количество российских военных ведомств ещё никогда не было задействовано ни в одной морской поисково-спасательной операции.
Но найти Arctic Sea военным все равно будет непросто. По подсчетам экспертов, корабль может находиться в любой точке в пределах расстояния 3,5 тыс. км от места пропажи.
В среду к поискам подключился Интерпол, официально подтвердивший, что сухогруз угнали пираты. Это первый случай нападения пиратов в водах Северной Европы (именно там на борт судна поднялись вооруженные люди в масках) за последние шесть десятилетий.
Arctic Sea, который принадлежит финской компании Solchart Management, вышел под флагом Мальты с грузом древесины стоимостью $1,8 млн из финского порта Якобстад 22 июля, чтобы 4 августа прибыть в алжирский порт Беджайя. Спустя два дня пути у шведского острова Оланд на борт поднялись восемь вооруженных людей в масках и жилетах с надписью Police. По некоторым данным, они находятся на борту Arctic Sea и сейчас, хотя 15 моряков, связываясь на следующий день с владельцем судна Виктором Матвеевым, сказали, что у них все в порядке, а нападавшие уплыли. Правда, средства связи (спутниковая система слежения AIS, так называемая тревожная кнопка и радиобуи, которые автоматически включаются, когда корабль начинает тонуть) нападавшие отключили или вывели из строя в ночь на 24 июля. Однако спустя несколько дней связь была восстановлена, и, по словам судовладельца Виктора Матвеева, судно исправно подавало сигналы вплоть до 30 июля. Последним, кто говорил с экипажем сухогруза, был офицер британской береговой охраны, когда 28 июля судно находилось в районе Ла-Манша. Ему моряки также сказали, что никаких проблем у них нет, а через два дня сухогруз пропал в западной части Бискайского залива.
Михаил Войтенко, главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень — Совфрахт»: «Сама суть вещей стопроцентно нам говорит, что судно было захвачено 24 июля. То есть то, что считалось нападением и потом уходом с судна не понятно кого, вот это-то и было захватом.
Почему компания-владелец судна не подняла тревогу в момент нападения, почему так легко поверила, что люди в масках ушли. Как сообщает ИТАР-ТАСС, вчера в архангельском офисе компании работали сотрудники ФСБ. Они не стали раскрывать, почему они там находятся. Почему в компании родственникам моряков давали обещания, что с экипажем все в порядке.
Владелец Arctic Sea Виктор Матвеев позднее заявил, что сейчас на первом месте для него судьбы 15 моряков, а на втором — дальнейшая судьба его компании. Он признался, что нападения на маршруте, которым его судно ходит уже много лет, никак не ожидал и «с трудом может вспомнить, вообще застраховано ли оно от подобных инцидентов — именно от нападения пиратов». «Это экстраординарный случай, — сказал он. — Мы понесем колоссальные расходы по возвращению судна и последующему его приведению в нормальное состояние».
Елена Зарецкая, жена капитана судна «Арктик Си»: «Сейчас нас интересует, где пароход и где экипаж. Потому что нам сказали: все живы и все здоровы, а пароход ищем. То есть тут нонсенс, где пароход и где экипаж».
Как говорят эксперты, найти судно со спутника трудно, но если район поисков ограничен, то это облегчает задачу. По крайней мере, из тех координат, которые известны, можно составить приблизительный маршрут угнанного судна.