Версии есть, доказательств нет
С момента исчезновения в ночь на 8 марта 2014 года «Боинга-777» авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего рейс из Куала-Лумпура в Пекин, минуло два месяца. Можно констатировать, что исчезновение рейса MH370 с 12 членами экипажа и 227 пассажирами на борту стало отдельной страницей в истории мировой авиации.
Два месяца усилий нескольких десятков стран, задействовавших самые современные технические средства, не принесли фактически никаких результатов.
Несмотря на то, что еще 24 марта власти Малайзии заявили на основании анализов данных со спутника, что пропавший «Боинг» разбился в южной части Индийского океана, а все находившиеся на его борту люди погибли, ни одного вещественного доказательства этой версии не обнаружено.
Корабли и самолёты, а также современные подводные аппараты обшарили десятки тысяч квадратных километров в той части Индийского океана, где, по официальной версии, упал «Боинг», однако не найдено ни одной вещи, ни одного обломка, подтверждающих, что авиалайнер действительно погиб в данном районе.
Сигналы со дна океана, предположительно, поступавшие от «чёрных ящиков» «Боинга», прекратились. Подтверждения того, что они принадлежали именно погибшему самолёту, нет.
Следователи, журналисты, авиационные эксперты выдвигают всё новые и новые версии объяснения происшедшего, но ни одна из них не имеет убедительных аргументов в свою пользу.
На днях в столице Австралии Канберре прошла встреча представителей Малайзии, Китая и Австралии, на которой обсуждались дальнейшие планы поисков. В ближайшие два месяца планируется перебросить в район операции новую технику, а также расширить область поисков. Как заявил координатор поисковой операции, главный маршал авиации Австралии Ангус Хьюстон, на обнаружение лайнера может уйти ещё целый год.
Исчезновение малайзийского «Боинга» можно было бы назвать крупнейшей авиакатастрофой в мире с 2003 года по числу жертв, однако это некорректно по отношению к близким пропавших людей — в их душах всё ещё теплится надежда на чудо.
«Летающий тигр» навеки сгинул над Филиппинами
В современной истории авиации случая, схожего с судьбой рейса MH370, попросту нет. До 8 марта 2014 года эксперты полагали, что новейшая техника напрочь исключает возможность подобного исчезновения. Как показала жизнь, теория и практика — разные вещи.
За последние десятилетия в мировой авиации зафиксировано всего несколько случаев загадочного исчезновения самолётов, когда объяснение происшествия так и не было найдено.
16 марта 1962 года самолёт Super Constellation L-1049 авиалинии Flying Tiger Flight выполнял рейс из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. Рейс обслуживал интересы американской армии — на борту находился запас продовольствия, а также несколько десятков военнослужащих. После дозаправки на острове Гуам самолёт взлетел и исчез над Филиппинским морем. Погода была ясной, сообщений о происшествиях на борту не поступало, однако лайнер до пункта назначения не добрался. После того, как были проведены масштабные поисковые мероприятия, все 107 человек, находившихся в самолёте, были объявлены мёртвыми. Найти следы пропавшего лайнера так и не удалось.
Австралийского пилота-любителя погубил «объект»
21 октября 1978 года 19-летний пилот-любитель из Австралии Фредерик Валентич на самолёте Cessna 182 L вылетел из мельбурнского аэропорта Муррабин на остров Кинг.
Пилоту предстояло преодолеть всего 235 км в прекрасных погодных условиях. На борту самолёта было четыре спасательных жилета и радиомаяк; сам самолёт мог оставаться на плаву как минимум несколько минут в случае падения в море.
В ходе полёта пилот поддерживал связь с диспетчером Управления воздушным движением в Мельбурне и сообщил о странном объекте, который лётчик принял за большой самолёт. Однако, по данным диспетчера, других самолётов в зоне, где двигалась Cessna 182 L, не было.
Последними словами Валентича стали: «Странный самолёт снова завис надо мной. Он висит... и это не самолёт». После этого сообщения связь с пилотом была потеряна. Он так и не прибыл на остров Кинг в расчётное время, после чего начались активные поиски.
Однако, несмотря на все усилия, успехом они не увенчались. Никаких следов самолёта и его пилота так и не было обнаружено.
Расследование Министерства транспорта Австралии пришло к выводу, что определить причины исчезновения самолёта и пилота не представляется возможным.
Бразильский «Боинг» исчез вместе с предметами искусства
30 января 1979 года грузовой «Боинг-737-323 С» бразильской авиакомпании Varig выполнял рейс 967 из Токио в Рио-де-Жанейро с промежуточной посадкой в Лос-Анджелесе.
На борту находились 6 лётчиков, собранных в два сменных экипажа, которым предстояло выполнить этот перелёт. Лайнер вёз 153 картины известного японско-бразильского художника Манабу Мабе общей оценочной стоимостью около 1,25 миллиона долларов. Несмотря на туман и облачность, самолёт произвёл успешный взлёт и взял курс на Лос-Анджелес.
Но в установленный срок экипаж «Боинга» не вышел на связь. После этого диспетчеры забили тревогу, и начался розыск самолёта.
Усилия нескольких десятков поисковых судов не дали результата. Исчезновение «Боинга» остаётся тайной и по сей день. Согласно наиболее популярной версии, лётчики потеряли сознание из-за медленной разгерметизации салона, а самолёт продолжил полет до полной выработки топлива, после чего упал где-то в безлюдном районе Аляски. Правда, вещественных доказательств этой версии нет.
►Смотрите также: Крушение малазийского самолета Boeing 777 над Украиной: хроника катастрофы и поиск виновных →
Вернувшиеся из неизвестности
Иногда тайны раскрываются десятилетия спустя. 21 августа 1947 года транспортный самолёт Star Dust, принадлежавший компании British South American Airways, пропал без вести в полёте из Буэнос-Айреса, Аргентина, в Сантьяго, Чили. В последней радиограмме, полученной с борта самолёта, сообщили о том, что через четыре минуты самолёт приземлится в пункте назначения. Однако лайнер так и не появился. Поиски результатов не дали, и полвека самолёт вместе с находившимися на его борту шестерыми пассажирами и пятерыми членами экипажа числились пропавшими без вести. Лишь в конце 1990-х годов обломки самолёта и останки людей были найдены на горе Тупунгато в аргентинских Андах. Расследование показало, что самолёт столкнулся с горой из-за ошибки пилотов.
22 ноября 1952 года на Аляске пропал самолёт C-124 Globemaster с 52 пассажирами и членами экипажа на борту. Лайнер и люди числились пропавшими без вести 60 лет, пока летом 2012 года обломки С-124 не были найдены вмёрзшими в лед в тридцати милях к востоку от Анкориджа.
Эксперты предположили, что из-за плохой видимости пилоты врезались в склон холма, после чего самолёт загорелся и развалился на части.
Хочется надеяться, что исчезновение малайзийского «Боинга» не пополнит копилку вечных тайн мировой авиации. Ведь неизвестность — это самое худшее.