В понедельник, 9 сентября, при крушении под Рузой легкомоторного самолета «Алекс 251» погибли его собственник Алексей Танцырев и заслуженный летчик-испытатель Александр Иванов. Aif.ru выяснил, что самолет изначально был сконструирован с ошибками, которые не удалось устранить даже многолетними доработками.
Строили с нарушениями
Катастрофа случилась около часа дня. Самолет «Алекс 251» базировался на подмосковном аэродроме Ватулино в пяти километрах от Рузы.
«Погибли двое: собственник самолета и пилот, — сообщили в аэроклубе, организующем полеты на аэродроме Ватулино. — В момент ЧП они облетывали самолет. Самолет двухмоторный, амфибия, самодельный. Он не имел разрешения на полеты».
Как сообщила пресс-служба Западного межрегионального управления СК на транспорте, по факту происшествия было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух лиц). По предварительной версии, у самолета произошел отказ агрегатов.
Выяснилось, что при крушении самолета погибли бизнесмен Алексей Танцырев и заслуженный летчик-испытатель Александр Иванов. История, приведшая к трагической смерти двух человек, началась в далеком 2001 году. Именно тогда началось проектирование уникального самолета-амфибии, который мог взлетать и с земли, и с воздуха и перевозить пассажиров и грузы общей массой 510 кг.
Инициатором создания «самолета-мечты» стал бизнесмен Алексей Танцырев. Как писали на форуме авиастроителей, он смог заразить своей идеей опытных, талантливых конструкторов: Сергея Попова, Игоря Черепанова, Николая Прокопца и Алексея Анненкова. В 2009 году самолет, который Танцырев назвал своим именем, был готов. Собрали его в Жуковском.
Само строительство опытной модели самолета шло с нарушениями. Согласно тексту решения Арбитражного суда г. Москвы, Танцырев подавал иск против ООО «Научно-производственное предприятие „Альфа-М“», которое изготовило «Алекс». Из документа следует, что предприятие завершило самолет с задержкой на полгода, за что ему следовало заплатить неустойку в полтора миллиона рублей. Но «Альфа-М» удалось избежать платежей за просрочку.
В том же году «Алекс 251» был выставлен на Международном авиационно-космическом салоне, а через год поднялся в первый полет. Но на этом все. В серийное производство он не пошел. «Алекс 251» так и остался в единственном экземпляре, который разбился 9 сентября под Рузой.
Заслуженный летчик
«Этот самолет был изначально сконструирован с ошибками, — обсуждали на форуме Ассоциации экспериментальной авиации инженеры, участвовавшие в его разработке. — Двигатели у него слабые, также есть другие недочеты. Из Танцырева просто высасывали деньги. На сумму, в которую обошелся ему „Алекс“, можно было бы заказать целую авиационную флотилию».
Алексей Танцырев был в глубоком расстройстве от того, что его детище, вынашиваемое и лелеянное в течение десяти долгих лет, оказалось мертворожденным. По информации с форума Ассоциации экспериментальной авиации, бизнесмен перевез самолет на аэродром «Волжанка» в Тверской области, где продолжал его усовершенствовать и испытывать. Он привлек к работе знаменитого летчика-испытателя Александра Иванова, награжденного орденом Мужества за испытания палубной авиации в условиях Заполярья.
«Не могу поверить, что Саша погиб, — признается корреспонденту aif.ru сослуживец летчика Владимир Павлов. — Он буквально „болел“ авиацией, небом, пожертвовал семьей ради самой главной страсти своей жизни».
Владимир рассказал, что Александр Иванов закончил с золотой медалью школу и с красным дипломом — летное училище. Они вместе служили на военном аэродроме в городке Финов в ГДР.
«Супруга Саши была известной спортсменкой, она занималась греблей, — говорит Павлов. — Ей нужно было тренироваться. В Финове такой возможности не было. Поэтому она осталась в Москве».
Павлов объясняет, что Александр был таким классным летчиком, так четко чувствовал машины, что ему доверяли испытывать самолеты после ремонта. Он вспоминает, как однажды Александр при испытании превысил звуковой барьер и из зданий вылетели стекла как у русских, так и у немцев.
«Это был такой скандал, — признается бывший летчик. — Сашу сплавили подальше, обратно в СССР. Он был эдаким современным Чкаловым, помните, который под мостом пролетал? Саша такие же штучки любил выкидывать».
Позднее Александр Иванов стал заниматься испытаниями легкомоторных самолетов. Именно тогда на его пути и попался бизнесмен-энтузиаст Алексей Танцырев.
«Думаю, что Танцырев заразил Сашу своей идеей доведения до ума этого своего самолета, — предполагает Павлов. — Саша ведь такой — если чем-то загорится, то ничем другим заниматься не в состоянии. Его считали немножко „не от мира сего“. Гибель Саши — огромная потеря для всей авиации».