Какими должны быть качественные джинсы?
По просьбам потребителей в 2020 году специалисты Роскачества повторно проверили женские джинсы. В рамках исследования изделия проверили на соответствие обязательным требованиям и опережающим требованиям организации.
Эксперты изучили модели семи популярных в России торговых марок: «Твое» (Бангладеш), Baon (Китай), Gloria Jeans (Россия), Zara (Турция), H&M (Бангладеш), Levi’s (Польша), Love Republic (Китай). В ходе исследования выяснили, что все проверенные товары нетоксичны и соответствуют нормам технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» по показателю гигроскопичности (впитывания). Однако были выявлены и некоторые недостатки.
Верно ли производители указывают состав?
В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» и техническим регламентом Таможенного союза, в маркировке каждого товара должна содержаться достоверная информация о его составе. Однако не все производители следуют этому требованию.
Результаты исследования показали, что состав, указанный на этикетках джинсов H&M и Baon, не соответствовал действительности. В обоих случаях содержание хлопка было ниже, чем указано в маркировке. Производитель H&M указал следующий состав: 82% хлопка, 17% полиэстера и 1% эластана. Фактически джинсы состояли из 75,8% хлопка, 20% полиэстера и 4,2% полиуретановых нитей. Производитель Baon заявил состав изделия как 95% хлопка и 5% эластана, фактически ткань состояла на 66,2% из хлопка, на 30,8% — из полиэстера и на 3% — из полиуретановых нитей. К остальным проверенным товарам претензии отсутствуют.
Хорошо ли ткань джинсов пропускает воздух?
Сейчас опережающий стандарт Российской системы качества устанавливает требования к воздухопроницаемости на уровне норм, установленных ГОСТом для джинсовых тканей. Несмотря на хорошие результаты по гигроскопичности, оказалось, что большинство тканей, из которых были сшиты джинсы, плохо пропускают воздух. По этому показателю только товар торговой марки «Твое» соответствует требованиям ТР ТС 017/2011 к одежде из классических джинсовых тканей. Однако, как отмечают в Роскачестве, считать отклонения от этих норм нарушением не вполне корректно.
Дело в том, что в существующем законодательстве имеется несколько несоответствий. Во-первых, в ГОСТе установлены требования по воздухопроницаемости для джинсовых тканей, в то время как в ТР ТС — общие требования для одежды второго слоя. Во-вторых, в ГОСТе отсутствует четкое определение «джинсовой ткани»: каковы ее особенности, чем она отличается от других и т. п. После выявления несоответствий в законодательстве Росачество решило инициировать соответствующие изменения.
Как долго могут прослужить джинсы?
В рамках исследования проверили, как сильно джинсы линяют, садятся после стирки и как долго могут прослужить. Проверку на устойчивость окраски после стирки и воздействия дистиллированной воды (имитировалась ситуация, в которой, например, человек попадает в джинсах под дождь) прошли не все марки. Только четыре образца из семи соответствуют опережающему стандарту по этому показателю: «Твое», H&M, Levi’s, Love Republic.
Чтобы проверить, насколько садятся джинсы после стирки, специалисты измеряли длину и ширину каждого товара. Затем изделия стирали в стиральной машине в соответствии с режимами, указанными на этикетках, после чего снова измеряли. По результатам эксперимента джинсы шести торговых марок соответствуют и обязательным требованиям законодательства, и опережающим — Роскачества: «Твое», Baon, H&M, Zara, Levi’s, Love Republic.
Также джинсы проверили на стойкость к истиранию. Согласно ГОСТ 18976-73 «Метод определения стойкости к истиранию», стойкость определяется количеством циклов вращения специального прибора до появления на ткани дыры. При этом количество циклов зависит от плотности ткани. По этому показателю опережающим стандартам Роскачества соответствуют товары шести торговых марок: «Твое», Baon, Gloria Jeans, H&M, Levi’s и Love Republic.
Проверили джинсы и на прочность. Изделия растягивали до разрыва, чтобы определить их разрывную нагрузку. Этот эксперимент успешно прошли товары шести брендов: «Твое», Baon, Gloria Jeans, H&M, Zara и Levi’s.