Желающие попасть на «Щелкунчика» в Большой театр сутками мерзли в очереди, а в давке пострадали два человека. Что стоит за стремлением попасть на спектакль? Aif.ru рассказала заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ИКПСР РНИМУ имени Н. И. Пирогова, кандидат медицинских наук Екатерина Орлова.
Какие потребности может закрывать человек, выстаивая километровые очереди и осознавая колоссальную трату времени и ресурсов, в том числе и финансовых? Первое, что приходит на ум, — потребность в эстетическом удовольствии и получение положительных эмоций. У многих людей есть потребность переживать и проживать эмоции, приходить к некому катарсису (моральному и нравственному очищению), что и происходит при соприкосновении с искусством.
Однако если рассматривать «Щелкунчик» как «длинную очередь за дорогими билетами», то здесь мы сталкиваемся с другим явлением.
«Щелкунчик» часть людей воспринимает как бренд — так же, как сумочку «Шанель» или автомобиль «Мерседес». Человек, который выбирает бренд, хочет либо подчеркнуть свои личностные характеристики, либо создать иллюзию присутствия того, чего нет или еще не так развито, как он бы хотел.
Выбирая «Щелкунчика» в Большом, человек также может хотеть подчеркнуть свою причастность к высокому, свою эрудированность, «окультуренность» или возвести себя в ранг ценителя высокого искусства.
Если рассматривать давку за билетами в контексте человеческих отношений, тогда в ней может быть сокрыт либо посыл «я хочу быть наравне со всеми» (если таковы негласные правила микросоциума, значимых для человека), либо желание чувствовать себя уникальными, исключительными, особенными. Билеты на самый дорогой и самый известный балет в рождественский и предновогодний период укрепляют его чувство превосходства над другими.
А еще у многих семей есть традиции, у многих людей есть ритуалы. Традиция ходить в Большой театр перед Новым годом для многих семей становится точкой опоры, неким спасательным кругом в неспокойном житейском море. И тогда новогодний балет — это обретение стабильности и веры в то, что все будет хорошо, даже некий «амулет от невзгод» в личной жизни, то, на что можно будет опереться в сложные периоды — волшебные, новогодние, теплые воспоминания.
А у некоторых людей просто есть мечта — мечта увидеть «Щелкунчика» в Большом. А мечты есть у каждого человека, ведь именно они добавляют яркости в серые будни, и жизнь обретает вкус.