Короткое стихотворение «В альбом Павлу Вяземскому», которое было адресовано 6-летнему сыну приятеля поэта Петра Андреевича Вяземского, специалисты называют предтечей всех современных книг по возрастной психологии. В нем обозначены основные принципы, которые позволяют воспитать успешного ребенка. О смысле и глубинной силе этих простых строк рассказывает нейропсихолог, кандидат педагогических наук, директор психологического центра «ДОМ» Светлана Шишкова.
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
«Душа моя» — задушевная интонация этого обращения подчеркивает, что ребенка нужно не только любить. Не менее важно уметь выразить и донести до него эту любовь. Проще всего это сделать в ласковом слове, в ласковой интонации.
«Павел» — дети никогда не считают себя маленькими, они всегда «уже большие». Поэтому обращаться с ребенком любого возраста следует как с равным, как со взрослым и всегда это невзначай подчёркивать. Как бы вы ни любили малыша, с ним нужно быть немножко сдержанными, особенно с мальчиками. Вот и поэт, обращаясь к шестилетнему ребенку, говорит «душа моя», но при этом называет полным именем — «Павел».
«Держись моих правил» — неудачи в воспитании чаще всего происходят от того, что мы пытаемся вложить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся, а дети это либо видят, либо чувствуют. Чужие принципы детям внушить невозможно.
Взрослым сначала следует обзавестись своими правилами жизни, убеждениями, принципами, выработанным и выстраданными своею жизнью.
Эта фраза убедительна своею честностью. Совет дан в максимально деликатной формулировке, в поучении: «держись» (а не «следуй»). Значит, теоретически, взрослый допускает, что его советом ребенок может и не воспользоваться. Поэт не диктует, а направляет, а действует ребенок сам.
«Люби то-то, то-то...» — все воспитание держится на одном этом слове: люби, именно люби. Воспитание — это не запреты! Воспитывать — значит пробуждать у ребенка и самого взрослого способность любить. Где любовь, там и благодарность, там доверие, там все лучшие человеческие чувства.
«Не делай того-то» — сказано категорично и без объяснений. «Не делай» и «люби» — двух этих слов, в принципе, достаточно. Это поле человеческого поведения, где действуют социальные и духовные нормы и границы. Нижняя граница его твердая, «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна — «люби».
«Кажись, это ясно» — ребенку надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, поэтому по ним и живет весь мир. А ты, маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Даже если в конкретном случае ребенок не понял взрослого, вера в понятливость ребенка постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных.
Обратите внимание, с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни. Поэт не просто подчеркивает равенство обращением «Павел», он в самом деле чувствует себя равным с мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит не заученное, а только что самим открытое.
«Прощай, мой прекрасный» — взрослые не должны быть назойливыми, не должны бесконечно опекать и слишком много заниматься детьми. Дети большую часть времени должны проводить в компании сверстников, заниматься своими делами.
Поэтому поиграли, поговорили, объяснились в любви — и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир. Важно, чтобы эти моменты воспитания были прочувствованными и искренними. Ребенок должен осознавать, что он прекрасен в глазах взрослого. Кто умеет от сердца сказать маленькому ребенку «мой прекрасный», тот счастлив в детях, и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», и заключено все искусство воспитания.