Примерное время чтения: 6 минут
2322

Погружение в темноту. Как зрячим понять слепых?

АиФ Здоровье №15. Дети курильщиков чаще страдают ожирением 10/04/2014

Почувствуй себя слепым!

«В нашем музее вы гарантированно ничего не увидите!» – с этих слов началась наша беседа с директором музея с необычным названием «Диалог в темноте» Матиасом Шефером. Музей был создан во Франкфурте-на-Майне в 2005 году. Каждый год его гостями становятся более 90 000 человек. Автором концепции стал ученый, специалист по социальной и психологической реабилитации инвалидов Андреас Хайнеке.

Главная идея музея состоит в погружении посетителей в абсолютную темноту. Ни один луч света не должен проникать в экспозиционный зал. Зрячие люди редко сталкиваются с полной темнотой. Это ощущение является для них новым и необычным. Немецкий исследователь пришел к выводу, что именно погружение во тьму поможет понять жизнь людей, лишенных зрения.

В музее нельзя ничего увидеть, зато можно много понять и почувствовать. Общая площадь экспозиции составляет около пятисот квадратных метров. Перед началом тура гостям раздают белые трости и предлагают следовать за экскурсоводом. Все 13 штатных экскурсоводов – инвалиды по зрению. В такой экскурсии довелось поучаствовать и автору этой статьи.

Новые ощущения

В первом зале посетитель сначала попадает в городской парк. Вместе с Матиасом Шефером мы прошли по усыпанным гравием парковым дорожкам, прикасались к могучим стволам вековых дубов, присели на скамейку, перешли по висячему мосту через бурлящий ручеек. Мы слышали пение птиц. Нас обдувал теплый летний ветерок. Начал накрапывать дождик… Ощущения просто непередаваемые. Трудно было поверить, что мы находимся в музейном помещении, а не на свежем воздухе!

После прогулки по парку мы оказались на городской улице. Под ногами чувствовалась брусчатка исторической части города. В нос ударил неприятный запах автомобильного выхлопа. Одна из остановок – возле телефонной будки. Воспользоваться услугами телефона для незрячего человека не сложно. В одном из залов Матиас предлагает мне снять деньги с банкомата. А вот это уже сложнее! «Перед нами типичный пример недружественной, даже враждебной к незрячим техники, – поясняет мой спутник. – Таких примеров в современном мире очень много! У банкоматов отсутствует звуковое сопровождение. Их поверхности не оборудованы брайлевскими обозначениями. В банках невозможно найти информационные материалы с рельефно-точечным шрифтом. В этом мире мы живем! И, когда зрячий человек в нашем музее в полной тьме пытается справиться с банковским автоматом, он понимает это».

Незримые открытия

В каждом зале ожидают новые открытия. Перед нами рынок. Разложены овощи, фрукты, зелень. Экскурсовод объясняет, что незрячему человеку на рынке или в магазине бывает нелегко выбрать качественный товар. Приходится доверяться честности продавца или советам других покупателей.

Еще в одном зале можно совершить… водную прогулку на кораблике по реке Майн. Гости заходят на борт, ощущают легкую качку, слышат гул мотора, чувствуют влажное «дыхание» реки. Создатели музея подготовили экспозицию с огромной любовью к деталям и с использованием самых современных технических средств.

Во время водной прогулки экскурсовод начинает рассказывать о красотах Франкфурта-на-Майне, которые можно «увидеть» за бортом. На самом деле увидеть, разумеется, ничего невозможно… «Существует такой научный термин – «визуально ориентированное общество». Это понятие обозначает общество, созданное зрячими и для удобства зрячих, учитывающее их интересы, желания и потребности. Наш музей – это попытка рассказать зрячим людям, как ощущают себя инвалиды по зрению в «визуально ориентированном» мире», – поясняет Матиас Шефер.

Выставка одной картины

Еще один примечательный зал – выставка одной картины. Зачем выставлять живописную картину в темноте? Как ее можно рассмотреть? Картина в зале действительно имеется. И рассмотреть ее, конечно же, не получится. Можно только прикоснуться к резной деревянной раме, к холодной поверхности защитного стекла.

«Зачем вы повесили сюда картину, если ее все равно нельзя видеть?» – этот вопрос посетители задают сотрудникам музея практически на каждой экскурсии. Ответ обычно звучит так: «Картину повесили именно для того, чтобы вы, зрячие, оказались в «нашей шкуре». Мы тоже хотим прийти в ваши музеи и рассмотреть там все картины. Но мы этого не можем сделать. А сегодня вы пришли в наш музей. Вам хочется увидеть картину, но… увы, ничего не получится».

Впрочем, представление о картине посетители все же получают. Им о ней рассказывают. Но в большинстве своем посетители картину представить себе не могут…

В зале выставляются довольно известные полотна немецких музеев. Каждые несколько месяцев происходит смена экспозиции: картина возвращается в место постоянного хранения. А ее место занимает новая гостья. Когда экскурсия уже закончена и посетители смирились с мыслью, что картину они уже не увидят… им на выходе вручают большие красочные постеры с изображением живописной работы, рассказом о художнике и объяснением, почему именно эту работу решили выставить в необычном музее. Во время моего посещения здесь экспонировалась написанная в 1669 году картина «Географ» голландского художника Вермеера Ван Делфта (1632–1675).

Готовность к диалогу

Посещение музея позволяет не только лучше понять жизненную ситуацию людей, лишенных зрения.

Снова очутившись в освещенном помещении, экскурсанты задумываются над названием музея – «Диалог в темноте». Это название относится не только к диалогу между слепыми и зрячими. Мы все – люди. И постоянно призваны находиться в диалоге: между мужчинами и женщинами, между молодыми и старыми, между коренными жителями и приезжими, между начальниками и подчиненными… Посещение музея помогает настроиться на этот диалог, быть к нему готовым.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы