Анна Фомина, Наталья Смирнова и Виталий Васильев – полностью лишены возможности видеть мир, но при этом они успешно помогают профессиональной реабилитации своих товарищей по несчастью.
Слепой учитель
– В своем родном городе Санкт-Петербурге я с золотой медалью окончила школу-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей имени К. К. Грота, – рассказывает преподаватель английского языка Анна Фомина. – В 2000 году стала студенткой факультета иностранных языков Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В качестве специальности выбрала английский язык. Кроме того, владею немецким. С 2006 года, после окончания вуза, преподаю английский язык в Центре культурно-спортивной реабилитации инвалидов по зрению Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. Кроме того, даю частные уроки английского языка, причем и зрячим и незрячим людям. Занимаюсь переводами.
В иностранном языке особое значение имеет правильное произношение. Его слепой педагог может поставить великолепно! Нередко незрячие люди очень музыкальны. Они способны точно различать, дифференцировать звуки. Таким образом удается приблизиться к произношению, сравнимому с речью носителей языка.
Работе незрячих учителей со зрячими учащимися помогают современные компьютерные технологии. На специальном брайлевском принтере можно распечатать любой текстовый файл, в том числе профессиональную литературу, учебники, домашние задания учащихся. Единственное отличие моей работы от зрячих коллег состоит в том, что я читаю не глазами, а пальцами. Кроме того, существуют компьютерные программы для озвучивания текстов. Они тоже очень помогают. Проблемы возникают только при распознавании рукописных текстов, но их в современной жизни становится все меньше.
Нельзя не сказать и о психологических качествах инвалидов по зрению, об их способности определить настроение и самочувствие собеседника по его интонации, изменению тембра голоса. Это тоже очень важно для взаимоотношений ученик-учитель.
Перспективная работа
– Юрист, в том числе и адвокат – перспективная профессия для инвалидов по зрению, – считает адвокат Виталий Васильев. – Хотелось бы, чтобы в специализированных школах для слепых и слабовидящих детей были организованы юридические кружки. Также можно организовать преподавание юриспруденции как факультативного предмета.
По моим наблюдениям, среди юных инвалидов по зрению в настоящее время наиболее популярны три специальности: массажист, музыкант и программист. Это очень интересные и достойные виды деятельности! Но мне думается, что необходимо обратить большее внимание и на юридическую стезю.
В 1982 году, в семилетнем возрасте, из-за доброкачественной опухоли головного мозга я полностью и безвозвратно потерял зрение. В 1994 году, после окончания специализированной школы, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
На основании своего опыта скажу, что слепота отнюдь не всегда является препятствием для работы адвокатом. Она может стать и своеобразным бонусом, даже фирменным знаком! Ведь к нам обычно обращаются люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации. И у них нередко возникает доверие именно к человеку с ограниченными возможностями.
Приходите на завод!
Заместитель директора по реабилитационной работе Санкт-Петербургского комплекса реабилитации инвалидов «Контакт» Всероссийского общества слепых (ВОС) – так обычно представляют Наталию Смирнову.
– У нас работает 196 сотрудников. Из них – 85 инвалидов по зрению и 24 инвалида по другим видам заболеваний, – говорит Наталия. – Я сама потеряла зрение в двенадцатилетнем возрасте.
«Контакт» – это обычный завод. Но его особенность состоит в том, что здесь созданы условия для работы инвалидов по зрению. Мы производим электротехническую продукцию: пакетные выключатели, уличные светильники, промежуточные реле и т. д.
Мне хотелось бы подчеркнуть важность реабилитации в условиях производства. Не все люди могут и хотят получать высшее образование и работать в офисе. Необходимо заниматься трудоустройством и людей без специального образования.
Сборочная работа на производстве полезна для инвалидов по зрению, так как она развивает мелкую моторику. Огромное значение также имеет чувство востребованности. Заработные платы у нас небольшие. Но при этом предприятие проводит весь комплекс мер по социально-культурной и спортивной реабилитации инвалидов. У нас и самодеятельность активно работает, и спортивный зал не пустует.
Мне бы хотелось обратиться к недавно ослепшим людям: не нужно думать, что работа на производстве является скучной и непрестижной!