И на всю Россию есть всего три специализированных реабилитационных центра: в Волоколамске Московской области, в Бийске Алтайского края и в Санкт-Петербурге.
Трость как продолжение руки
Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению работает в Санкт-Петербурге с 1982 года. Здесь обучают письму рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом. Можно пообщаться с психологом, пройти курс домоводства и приготовления пищи, заняться лечебной физкультурой. Мне разрешили в течение нескольких дней поучиться жить «в полной тьме», почувствовать себя слепым.
Курс реабилитации в центре длится два с половиной месяца. В это время желающие могут жить в общежитии или каждый день приезжать сюда на занятия. Жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области все услуги предоставляют бесплатно. Пациентов здесь называют «реабилитанты».
Важнейшим предметом в Медико-реабилитационном центре является «Пространственное ориентирование».
– Самое главное для меня, чтобы у недавно ослепших людей, проходящих курс реабилитации в нашем центре, пропал страх перед белой тростью, чтобы они поняли, что даже без зрения человек может практически свободно ориентироваться в Санкт-Петербурге, пользоваться метро и всеми другими видами общественного транспорта, самостоятельно переходить через дорогу, посещать различные учреждения и организации, – рассказывает преподаватель курса Нина Александровна Кулакова. Занятия по пространственному ориентированию проходят и в учебных классах центра, и на улицах города.
Сама Нина Александровна потеряла зрение уже в сознательном возрасте и на личном опыте знает, в каком трудном положении находятся ее реабилитанты. Она предложила мне закрыть глаза и попытаться пройтись по комнате с тростью.
Каждый урок ориентирования проходит в игровой форме, недавно ослепшие люди чувствуют себя детьми, познающими мир. На занятиях можно научиться с помощью трости различать звуки в пространстве, опознавать возможные опасности, такие, например, как открытые канализационные люки, наледи на асфальте и другие препятствия.
Уверенное владение тростью требует хорошей координации движений, концентрированности и самодисциплины.
– Здесь важна каждая мелочь, – объясняет Нина Александровна. – Имеет большое значение, как слепой держит трость, правильная ли у него постановка руки. Научить недавно ослепшего правильно держать трость бывает также трудно, как научить пятилетнего ребенка правильно держать смычок скрипки… Нога и трость должны двигаться синхронно. Каждое движение важно отработать до автоматизма, чтобы трость просто сливалась с рукой и всем телом.
В мире зрячих
Занятия Нины Александровны – это уроки выживания в мире зрячих.
– Слепые часто сталкиваются с грубостью и бестактностью. Однажды на улице немолодая женщина предложила помочь мне перейти через дорогу, а в конце пути жалостливым голосом сказала: «Чем так жить, лучше совсем не жить!» Другая дама вдруг стала рассказывать о своей семье: «У меня отец с фронта слепым вернулся. Лучше б ему там ноги оторвало, так и жил, бедненький, всю жизнь слепым…». Тошно и оскорбительно слушать такие вещи! Я хотела бы, чтобы мои ученики, несмотря на все, сохраняли оптимизм и, главное, крепкие нервы, – говорит Нина Александровна.
Она рассказывает о случаях, когда на просьбу помочь зрячие люди брезгливо брали двумя пальчиками слепых за локоть, будто боясь заразиться от них слепотой… Во многих государственных организациях и учреждениях чиновники отказываются общаться с незрячими посетителями.
– Очень часто не только в официальных инстанциях, но и в частных фирмах, в банках незрячим говорят: «Приходите со своим опекуном!». Меня такие высказывания глубоко возмущают. У незрячих нет опекунов, мы не являемся недееспособными или умственно отсталыми. Мы – равноправные и полноценные граждане России.
Все изменилось
Много времени с попавшими в беду людьми проводит психолог реабилитационного центра Юлия Михайловна Ломакина. С согласия своих пациентов она пригласила меня посетить одно из групповых занятий.
– Наши групповые занятия называются «психологическая коррекция», – поясняет Юлия Михайловна. – Людям, потерявшим зрение, важно правильно изменить свой образ жизни, свои привычки… Даже отношения с родными людьми не могут оставаться прежними. Эти вынужденные перемены происходят очень болезненно. Задача психолога – выслушать, понять, обсудить дальнейшие жизненные шаги.
Выпускники возвращаются
Учебно-реабилитационная программа центра постоянно обновляется. Например, с недавнего времени стали проводиться занятия по танцевально-двигательной терапии. Незрячие и слабовидящие люди всех возрастов с удовольствием осваивают бальные, народные и современные танцы.
Совершенствуется компьютерная база. Предмет «Основы персонального компьютера» является частью базового курса реабилитации. Кроме того, с недавнего времени центр предлагает двухмесячные компьютерные курсы для продвинутых пользователей. В 2010 году базовый курс реабилитации прошли 96 человек (четыре потока по 24 человека), компьютерные курсы окончили 30 человек (пять потоков по 6 человек).
В начале 2011 года в центре был организован кабинет тифлотехнических средств (специальных приспособлений, облегчающих жизнь инвалидов). Здесь реабилитанты имеют возможность познакомиться с работой самых различных устройств: тонометров, глюкометров, весов, различных плееров и магнитофонов, мобильных телефонов и коммуникаторов, определителей уровня жидкости и определителей цвета. Все эти хитроумные приборы объединяет одно: они оснащены системой звукового сопровождения, а значит, могут успешно использоваться незрячими пользователями.
Выводы
Какие выводы можно сделать из опыта работы петербургского центра? Эксперты региональной организации Всероссийского общества слепых убеждены в том, что для реабилитации инвалидов по зрению необходимо создавать новые специализированные учреждения в различных регионах России, во всех федеральных округах.
– Сейчас активное распространение получили многофункциональные реабилитационные комплексы, рассчитанные на различные категории инвалидов, – рассказывает начальник отдела по реабилитации и работе с местными организациями Санкт-Петербургской региональной организации ВОС Н. Ю. Тукилуш. – Можно только приветствовать появление этих организаций. Но для эффективной реабилитации инвалидов по зрению необходимы именно профильные, специализированные центры, где одновременно задействованы многие специалисты.
Проблема заключается в том, что в многофункциональных центрах основное внимание обычно уделяется организации досуга. Это, конечно, очень важно и нужно! Но людям, потерявшим зрение, необходимо не только общаться с товарищами по несчастью и заполнять свободное время. Им нужно учиться. Учиться жить в темноте.