Я никогда не была сетевым человеком. Не то чтобы я против – боже упаси! Интернет – великая вещь, я тяжко страдаю в его отсутствие, но для меня Сеть – место хранения любопытной информации, а не общения. Конечно, у меня есть аккаунты в социальных сетях. Но пользуюсь я этими самыми аккаунтами редко и неохотно. Потому что верю в виртуальных людей меньше, чем в настоящих, кровоплотных.
Недавно выяснилось, что зря.
Нет, мне не понадобилось ничего особенного – ни крови, ни денег, ничего такого, от чего могла бы зависеть чья-то жизнь. Просто информация для новой книги. Информацию можно было получить у человека довольно редкой специальности. Среди моих знакомых – реальных, тех, с кем болтаешь по телефону и раз в сто лет пьёшь кофе, – такого специалиста никто не знал.
Я не сдалась. Я нашла профильную организацию и даже не одну. Написала им и позвонила, и даже не один раз. Молчание было мне ответом. Нужные мне профессионалы как будто прятались. Книжка застопорилась наглухо. Несколько месяцев я угрюмо шарила по Сети, надеясь найти хоть какую-то статью по нужной мне теме.
Напрасно. Всё напрасно.
И тогда я решила написать на деревню дедушке – вывесить просьбу на Фейсбуке. В конце концов земля маленькая и круглая. Значит, кто-то наверняка знаком с необходимым мне спецом.
Через несколько часов у меня были координаты минимум десятка таких спецов. Чёрт, я даже не подозревала, что их так много! Люди, которых я не знала лично, с которыми не общалась в реальности ни одной минуты, просто незнакомые, за какие-то минуты нашли то, над чем я билась несколько месяцев. Моим постом делились, как делятся хлебом, задавали вопросы, волновались, спрашивали, искали – и даже просто видеть это было трогательно до слёз.
В первый раз я поняла, какая это невероятная сила. Не социальные сети, нет. Просто люди. Такие чужие, когда идёшь мимо них по улице. Такие неприятные и грубые в час пик в метро. Незнакомые мне, виртуальные.
Когда-то, ещё на заре появления Интернета, я, споря с мужем, сказала, что мы и предположить не можем, к чему приведёт объединение сотен и тысяч незнакомых и в сущности невидимых людей. Может, получится виртуальный вольвокс – этакая колония простейших бактерий, обладающая коллективным и недобрым разумом. Я ошиблась.
Виртуалов уже не тысячи, а миллиарды. И все вместе они образовали одного изумительно отзывчивого человека, который знает и умеет в прямом смысле всё.
И, может быть, это и есть новое обличие Бога.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции