Однажды я видела настоящую советскую очередь из прошлого, хотя дело происходило в наши дни в США. Очередь выстроилась возле бутика, где в тот день были скидки, и сумки от дизайнера стоили половину своей обычной цены – всего пять тысяч долларов и даже меньше. Очередь состояла сплошь из японских туристов: одни счастливчики выходили из магазина с фирменными пакетами, следующие заходили. Я думала: «Неужели в Японии эти сумки еще дороже или, может быть, это какой-то ритуал – купить их именно здесь?»
Моя приятельница американка Дебби, с которой мы гуляли мимо очереди, немного завидовала и говорила: «Да я за двадцать долларов найду такую же сумку, отличную подделку. Но, если бы могла себе позволить, обязательно купила бы настоящую!»
Дорогое хобби
Американцы любят покупать. В этом искусстве россияне вряд ли с ними могут сравниться. Шопинг в Америке – одно из любимых занятий людей с самыми разными доходами. Пойти в субботу вечером за покупками – почти узаконенный ритуал. Всегда найдется то, что надо купить: новая пара обуви, юбка в клетку, новый коврик с надписью «Не наступай на меня грязными ногами!». В США любят все новое, поэтому вещи быстро выходят из моды, надоедают, отправляются на чердак или в мешок для мусора. Иногда не поймешь, зачем же люди ходят в магазин: покупать или тратить?
Согласно исследованиям, около 12 миллионов американских покупателей – настоящие «растратчики». Они покупают, не глядя, ненужное, просто, чтобы купить. По мнению врачей-психотерапевтов, эти люди серьезно больны и им нужна помощь.
Эрзац-радость
Большинство «больных шопингом» – женщины. Знакомая мисс Эми с трудом находит деньги на оплату квартиры. Зато показала мне купленный ею ошейник для собаки со стразами. Хотя и собаки-то у нее нет… Признается: «Чувствую себя лучше, когда хоть что-нибудь покупаю».
Правда, очень быстро эта радость проходит, она расстраивается, начинает считать деньги, относить вещи назад в магазин, прячет от мужа просроченные счета за электричество. Профессор психиатрии Дональд Блэк уверен, что неконтролируемый шопинг – одна из частых причин развода.
По всей Америке создаются общества «анонимных шоперов» и специальные программы, участие в которых помогает избавиться от магазинной зависимости. После прохождения программы человек еще долгое время должен избегать доступа к деньгам. И в магазин до полного выздоровления лучше ходить «под конвоем» мужа или родственника.
Жертвы рекламы
Доктор медицины и ведущий популярного радиошоу «Зависимость» Дэвид Мур в одном из эфиров размышлял о «болезненном шопинге» и о том, что за ним прячется. Я слушала внимательно, потому что сама люблю ходить по магазинам (а кто не любит?). Доктор рассказывал о «крючках», на которые мы, покупатели, попадаемся как рыбы.
Один называется «Куплю себе немного уверенности!». На него попадались даже такие женщины, как Жаклин Кеннеди-Онассис и принцесса Диана. Они покупали так много обуви и одежды, что ее хватило бы на пять жизней. По мнению доктора Мура, женщины были не уверены в себе, прикрывались вещами, строили из них защитную стену.
Думаю, что и я чувствую себя сильнее и увереннее с только что купленной кофточкой в сумке.
Или вот еще крючок – «Как вам повезло!». Менеджеры стараются так разместить товар, чтобы человек почувствовал себя как на острове сокровищ: искал, искал и вдруг раз – и находил сокровище под этикеткой «Два арбуза по цене одного!» или «Только сегодня специальная копеечная цена!». Я на такое попадаюсь. Изредка спасает вопрос, заданный самой себе: «А так ли уж нужно мне это дешевое мыло (станок для бритья, средство для автозагара…)?»
Или вот еще крючок, на который легко цепляются женщины и тинейджеры – «Купленное достоинство». Скрывается обычно в лейблах, в брендах. Тринадцатилетняя дочь моей подруги Стефани уверяет, что может ходить в школу только в майках из магазина «Аберкомби». Ее мама послушно покупает эти дорогие майки, хотя и признается, что они, как самые обычные, после первой стирки вытягиваются и линяют. И мои взрослые подруги любят поговорить, в каких магазинах прилично покупать одежду, а в каких нет. От сияния брендов ничего не спасает, кроме практичной мысли, что «все это дико дорого и тебе не по карману». Но некоторых не останавливает даже это.
Прививка – здравый смысл
Семь лет назад в США впервые в судебной практике женщина, обвиняемая в краже более 300 тысяч долларов у компании, где она работала, избежала сурового наказания, потому что… психиатры поставили ей диагноз «магазинная зависимость». За один приход в торговый центр несчастная покупала до 20 пар обуви. Однажды, будучи в командировке в Англии, она даже сдала билет на самолет из Лондона в Бостон (чтобы спустить вырученные деньги в бутике). Поэтому, проходя мимо красивых магазинов, говорю себе: «Покой и счастье тут не купишь, а все остальное у меня есть».
Личное мнение
Авраам Руссо:
– Я очень люблю покупать одежду. Когда есть возможность походить по магазинам, я с радостью это делаю. В 92-м году у меня был заключен очень выгодный контракт в Дубае: в течение полугода я регулярно выступал там. После его окончания все, что заработал за этот период, я потратил на покупку мебели для дома и получил от этого массу удовольствия. Мне моя страсть к покупкам нисколько не мешает жить, наоборот, добавляет эмоций.