Пересаживаясь на мобильные транспортные средства (велосипеды, самокаты, скейтборды, скутеры и т. д.), человек переходит в категорию «водители». При этом он по-прежнему ощущает себя пешеходом, а значит, главным на тротуаре. Они ездят по центру пешеходной зоны, передвигаются компаниями на нескольких транспортных средствах в ряд, катаются в неположенных местах, словом, создают опасную ситуацию — не только для себя, но и для окружающих. А если при этом у человека нет опыта в вождении и умения держать равновесие — неприятности не заставят себя ждать. В медицине появилось новое направление — СИМ-травмы (травмы, полученные при управлении средствами индивидуальной мобильности). Что это такое и как от них уберечься?
Aif.ru рассказал заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Академии постдипломного образования ФНКЦ ФМБА России, кандидат медицинских наук, Александр Ахпашев.
Правила дорожного движения не предусматривают контроль за велосипедами, самокатами, скейтбордами и скутерами. При этом средства индивидуальной мобильности могут развивать внушительную скорость, опасную как для самих лихачей, так и для окружающих. При вождении одной рукой, невнимательности и потере контроля, вождении в нетрезвом состоянии, а также при выполнении различных трюков риск травм повышается.
В зоне риска — дети, которые не способны быстро ориентироваться в критической ситуации. Из-за этого они часто попадают под колеса самокатов и велосипедов. Если они сами становятся водителями СИМ и развивают высокую скорость, то часто не справляются с управлением и получают серьезные повреждения.
Еще одна группа риска — пожилые люди, которые нередко становятся жертвами столкновения с самокатами и велосипедами. Из-за замедления скорости реакции они не могут своевременно реагировать и уворачиваться от удара. Поскольку у многих зрелых людей есть предрасположенность к остеопорозу, они чаще получают сложные переломы — травмы позвоночника, бедренных и тазовых костей, которые могут привести к полной потере подвижности.
Самые распространенные СИМ-травмы:
- Переломы — наиболее уязвимы при падении с велосипеда, скутера и самоката ключица, челюсти, плечи, руки и ноги, коленные и локтевые суставы.
- Черепно-мозговые травмы и сотрясения мозга — следствие отсутствия защитных шлемов.
- Ушибы и раны мягких тканей.
- Вывихи, разрывы связок и растяжения.
- Рваные раны, ссадины и другие повреждения кожи.
- Повреждения внутренних органов — разрывы печени, селезенки и других закрытых травм живота).
- «Асфальтный ожог» — повреждение кожи, полученное в результате падения на асфальт на высокой скорости.
Как защититься от СИМ-травм?
Прежде чем выезжать в оживленные места, важно освоить транспорт на безлюдной площадке. Помимо уверенного управления, следует научиться тормозить, маневрировать на сложных участках, правильно группироваться при падении.
На 85% снизить риск травм может правильная экипировка. Шлем, наколенники и локтевые щитки эффективно защищают от черепно-мозговых травм, ушибов коленных суставов, растяжения запястья.
При любом падении необходимо посетить врача. Некоторые травмы не проявляются сразу и могут быть диагностированы только специалистом. Головокружение и острая боль в теле после падения — это повод для обращения за срочной медицинской помощью.